В результате были отобраны 10 киноальманахов и 50 короткометражных фильмов, которые получили финансирование и продюсерское сопровождение.
В сентябрьском обзоре мы рассказываем о фильмах, съёмки которых завершены, и о тех проектах, у которых завершился один из съёмочных периодов. Также речь пойдет о Лаборатории документального кино Pro Cut.
В Тверской и Ярославской областях завершились сентябрьские съемки короткометражного документального фильма «Защитники Духа».
Идея снять документальную картину пришла во время поездки в Костромскую область, когда авторы фильма увидели в лесу заброшенную деревню, в которой из нескольких десятков домов сохранилось всего пять-шесть. Главную героиню Анну Короб, фотографа-документалиста, писателя и блогера, создатели проекта встретили на просторах интернета.
На протяжении четырех лет она вместе с мужем ездит по стране в поиске затерянных в российских провинциях памятников архитектуры и покинутых деревень. Через фотографии и собственные книги она привлекает людей, популяризуя эту тем, тем самым способствуя сохранению наследия нашей страны.
Режиссер фильма Александра Богучарская отмечает, что за каждым аварийным и утерянным храмом скрываются огромные пласты истории местности, в которой они строились, и, конечно же, истории тех людей, которые их воздвигали.
В минувшем месяце в Иркутске завершились съёмки документального фильма «Перейти Байкал». Фильм рассказывает про уникальное спортивное событие, которое в истории современной России не совершал ни один спортсмен. По словам режиссера проекта Анастасии Емельяновой, «осмелился это сделать один отважный байкальский виндсерфер Дмитрий Шумилов. Его дядя – один из первых виндсерферов на Байкале, а тетя развивала этот спорт в Якутии». Режиссер так охарактеризовала свой замысел: «Это история о смелом человеке и местами безрассудном поступке во имя мечты».
В основу фильма вошла история главного героя и его семьи, вызов стихии, опасный переход по Байкалу, история легендарной станции для виндсерферов. Фильм также затрагивает экологические вопросы, связанные с сохранением экологии и природы озера.
В Коломне и Санкт-Петербурге завершились съёмки проекта «Война и вера». Фильм посвящен вопросу о месте веры на войне и о войнах, которые сопровождают веру. Герои фильма – священники, чье служение так или иначе связано с войной: протоиерей Андрей Новожилов – настоятель храма, который расположен рядом с крупнейшим захоронением советских воинов в городе Ораниенбаум; протоиерей Михаил Васильев– прошедший Чечню и Сирию, уже четверть века окормляет ядерные силы России – стратегических ракетчиков; протоиерей Александр Авдюгин служит в Ровеньковской епархии Луганской Народной Республики; Владыка Иоанн – епископ Сербской православной церкви, десантник.
В Республике Ингушетия проходили съёмки проекта «Живи, песня, живи». Фильм повествует о старинных ингушских колыбельных и важности сохранения ингушского языка.
Сквозной темой фильма является путешествие колыбельной песни: она летит через горы и башни, над ребенком, качающемся в деревянной люльке, над девушкой, идущей к реке за водой, над всадником, который учит своего сына кататься на лошади. По мнению режиссера проекта Мадины Костоевой, это и есть воплощение ингушской истории, которую необходимо сохранять.
Как отмечает режиссер в своём интервью, идея создания картины зародилась благодаря книге Илеза Матиева «Г1алг1ай ага иллеш» (Ингушские колыбельные песни). Писатель является одним из главных популяризаторов ингушского языка и радеет за его сохранение.
В минувшем месяце завершились съёмки документального киноальманаха «Тонкой Нитью» (рабочее название «О чём молчат наряды»), состоящего из пяти новелл. Каждая новелла посвящена одному самобытному региону России. В проекте принимали участие дизайнеры и местные жители – хранители традиций. Особенностью проекта стало совмещение строго документального подхода с художественной постановкой, призванной воссоздать образы ушедших эпох.
По словам режиссера Софьи Горленко, съёмки проекта «Тонкой Нитью» стали настоящим откровением для всех участников. Потрясающий состав героев, натура, а также местные жители – все это сложилось в яркую и глубокую картину.
География съемок киноальманаха охватывает и Карелию, и Башкирию, и Удмуртию, и Русский Север. Съемочная группа добавила в проект «максимальное количество неизвестных – для того чтобы не ограничивать кино лишь своей фантазией, и дать возможность натуре и обстоятельствам обогатить задуманное».
В Петрозаводске завершились съемки документального проекта «Путь новорожденного». Это история об отделении реанимации и интенсивной терапии Карельского перинатального центра, которое открылось три года назад. Благодаря отделению в этом году на северо-западе региона был зафиксирован самый низкий уровень младенческой смертности. По словам авторов проекта, на сегодняшний день каждый десятый ребенок в мире рождается недоношенным. Его вес может достигать менее 500 грамм. Жизнь таких малышей начинается крайне нестабильно и первое время наполнена риском и постоянным преодолением.
Продюсер фильма Марина Зимина подчеркивает, что не стены отделения помогли обрести этот статус, а удивительные люди. Заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии для новорожденных Максим Ткачук раскроет зрителю секреты работы врачей в реальных условиях. По мнению продюсера проекта, «благодаря молодым мамам и папам недоношенных детей у аудитории появится возможность осознать такую ситуацию с разных точек зрения».
В Туле в сентябре проходили съемки дока «Запретный язык будущего». Главный герой фильма – русский жестовый язык (РЖЯ), который ещё совсем недавно можно было изучать только вне школьных стен. Почему РЖЯ был под запретом? Как Россия с 2012 года стала страной, где русский жестовый язык получил статус второго государственного языка? Суждено ли ему стать языком будущего?
По словам создателей проекта, история языка раскрывается через историю Юлии Крыгиной – слабослышащего педагога из Тулы. В 2018 году её усилиями в программе российской спецшколы для людей с нарушением слуха впервые появился важнейший предмет – русский жестовый язык.
Проект расскажет зрителю о социальной и культурной изоляции, в которой оказались несколько поколений людей с такими особенностями, и, конечно же, о красоте языка жестов. Всех героев фильма, которые говорят на этом языке, озвучивают в закадровом тексте.
В Ярославле завершились съемки документального проекта кинокомпании «Студия ЦЕНТР» «Нити основы». Фильм рассказывает об уникальной ситуации, которая сложилась в этом городе: в начале 2014 года главные герои киноленты – супруги Юлия Кривцова и Сергей Кремнев, культуролог и архитектор, – смогли создать на базе знаменитой текстильной фабрики «Красный Перекоп» постиндустриальное креативное пространство, не имеющего аналогов в нашей стране. По словам режиссера Ярослава Лобачева, по будням на фабрике производят «ткани технические, а по выходным здесь сплетаются ткани культурные».
Следующим шагом главных героев было создание при поддержке руководства фабрики уникального музея, посвященного прошлому, настоящему и будущему не только фабрики, но и её работников и местных жителей. В музее проводится «Фабричный круг» – старожилы района рассказывают гостям о своей жизни, зачастую тесно переплетенной с производством. Здесь важна каждая человеческая история.
Сегодня молодые волонтеры проводят экскурсии по району, а «вдохновившиеся художники оживляют маршрут своими граффити, по-своему пересказывающими истории здешних обитателей».
В Калининграде завершились съёмки документального проекта «Арт-Калининград». Эта история состоит из трех новелл, две из которых посвящены художникам города.
Одна из героинь – Татьяна Андросова – пять лет назад ушла из клинической психологии в сет-дизайн. Её студия занимается арт-декором и создает диковинных существ из папье-маше. В её руках бумажные скульптуры превращаются в настоящие произведения искусства, которые поклонники любя называют «андросовщина».
Еще один представитель художественной артели Калининграда – Вячеслав Дарвин. С нуля, практически в одиночку, он создал популярный ювелирный бренд Darvin. На сегодняшний день его изделия с янтарем по праву считаются самыми изысканными, а компания занимает второе место по объёму производства в России.
Третья история знакомит зрителя с удивительной командой талантливых людей, которая создала целую школу креативных индустрий в городе Гусеве.
В Ульяновской области завершились съёмки фильма «Балалайка 2.0». Проект рассказывает о молодом музыканте Данииле Воронкове, который играет на балалайке. Благодаря этому исконно русскому инструменту, его жизнь меняется. Из столицы Даниил приезжает в Ульяновск. Именно здесь в 2013 году открылся первый в России музей балалайки и запустилась мануфактура «Балалайкеръ». Город превращается в центр возрождения балалайки, и молодой музыкант становится частью этого культурного феномена. Даниил выступает на различных фестивалях, используя инструмент в современной музыке.
Руслан Махмуд-Ахунов, сценарист, режиссер, оператор-постановщик рассказал, что съёмки, длившиеся два месяца, проходили в Ульяновской области, Москве и на Грушинском фестивале в Самарской области. По его словам, работа над проектом позволила приобрести полезные навыки и «расширить представление о том, как снимать современное документальное кино».
По словам сценариста, режиссера и оператора-постановщика проекта Владимира Бучинского, в таких небольших проектах важна слаженная работа всей команды: «Если один не доработал, посыпался весь проект. Нужно постоянно находиться в тонусе и быстро принимать решения, что особенно важно в неигровом кино. Задача фиксировать жизнь – второго дубля не будет».
В Мордовии и Санкт-Петербурге завершились съёмки документального фильма «Солнце в силе. Время действовать». Главный герой фильма Александр возрождает забытую всеми деревню в Мордовии, откуда он уехал в Петербург семнадцатилетним мальчиком в поисках новой жизни. Когда молодой человек уезжал из родного села Безводное, жизнь там увядала: уже не было церкви, закрылся клуб, сгорела школа. Окончив институт и добившись успехов в карьере, Александр вернулся в родные края, чтобы воплотить в жизнь свой грандиозный проект. Он планирует отреставрировать и превратить в этно-деревню брошенные дома, сделать частью эко-тропы одичавший колхозный сад, а на месте, где до революции было главное ярмарочное место, главный герой решил установить сцену, чтобы проводить праздники и концерты. Есть и коммерческий проект – возродить питомники и построить сидерию.
По словам режиссера Илоны Вашкелите, идея фильма зародилась ещё два года назад, после знакомства с главным героем. Решение было принято сразу, вопрос был только в поиске финансирования. Она отметила, что победа в конкурсе «Россия – взгляд в будущее» позволила приступить к реализации проекта.
В сентябре стартовали съёмки документального проекта «Миры на Байкале. 15 лет спустя». В массовой культуре экспедиция «Миры на Байкале» 2008-2010 годов получила признание благодаря масштабному десанту знаменитых людей: политиков, бизнесменов, артистов, выразивших желание погрузиться на дно самого глубокого озера планеты. Её успех сегодня можно сформулировать так: она стала одним из центральных событий в многовековой истории исследований озера, в ходе которого ученые смогли увидеть своими глазами и, что ещё важнее, запечатлеть и продемонстрировать всему миру, как выглядят глубоководные, сокровенные области «священного моря».
В 2023 году исполнится 15 лет с того дня, когда баржа «Метрополия» впервые вышла на просторы Байкала с двумя глубоководными аппаратами «Мир» на борту. Сегодня участники тех событий готовы дать взвешенную оценку результатам одной из самых ярких научно-исследовательских экспедиций нового века.
Основная задача проекта – оценить влияние масштабной научно-исследовательской экспедиции на изменение образа Байкала. Центральное событие фильма – визит на Байкал Анатолия Михайловича Сагалевича, научного руководителя знаменитой экспедиции и одного из создателей «Миров». Режиссер фильма Владимир Марин отмечает, что Анатолий Сагалевич совершил десятки погружений в глубины озера в качестве пилота аппарата «Мир-1».
Интересен документальный короткометражный фильм «Профессор Гиберт», съёмки которого проходили на территории двух регионов – Краснодарского края и Якутии (Республика Саха). Это история человека, который после учебы во ВГИКе не остался в столице, а вернулся в свой регион. В результате он стал главным экспертом по истории кино на юге России. Григорий Григорьевич Гиберт с его феноменальной памятью знает о кинематографе абсолютно всё, особенно о зарубежном. Даже если он не смотрел какой-либо фильм, то просто зная актёров, он точно может сказать, в какой картине они могли пересекаться, укажет название фильма и всё, что известно о его создании. И самое главное – он рад возможности делиться своими знаниями.
В Якутии (Республика Саха) завершились сентябрьские съёмки проекта «Жизнь Макара Явункоде, последнего из рода Дальних людей». Картина рассказывает об оленеводе Макаре Курилове, который относится к юкагирам – древнейшему населению северо-восточной Сибири.
По словам режиссера проекта Ивана Кривогорницына, Макар – один из немногих юкагиров, владеющих в совершенстве родным языком. Он пишет стихи и рассказы, сочиняет песни на юкагирском языке. В фильме красной линией проходит мысль об опасности полного исчезновения юкагирского языка, а значит и культуры древнейшего северного народа.
В минувшем месяце завершились съёмки проекта «Архангельск – северный креативный путь». Этот город – прекрасное место для создания современных центров уличного искусства, благодаря которым у его творческих жителей появилась прекрасная возможность разбавить «серость и квадратность улиц чем-то ярким, необычным и интересным». Режиссер фильма Алексей Головков считает, что именно поэтому в таких отдаленных от центра регионах есть необходимость создавать места притяжения для современного уличного арта.
Съемки проекта проходили в Архангельске и Архангельской области на острове Куростров около месяца.
В Республике Коми завершились съёмки проекта «Коми Ми» студии «КосмосфильМ». Это история о молодежном центре в Сыктывкаре, которым год назад начала руководить Светлана Макарова. Вернувшись из Санкт-Петербурга на родину с младенцем на руках, ей удалось собрать вокруг себя удивительную команду молодых людей, которые по-настоящему влюблены в коми-культуру. Этноблогер Генрих Немчинов и музыкант Владимир Трошев снимают клипы на современные коми-песни, исполняют их в трамваях, а еще путешествуют по региону и создают видеоролики, популяризующие её культуру.
Съёмки проекта проходили в Сыктывкаре, в Корткеросском, Сысольском, Усть-Куломском и Ижемском районах Республики.
Режиссер проекта Илона Гайтян отмечает, что для съёмочной группы произошло немало личных открытий: «Мы открыли для себя Республику Коми – место для отдыха и туризма и её красивейшую природу. А еще открыли уникальных людей, которые нашли себя там, где родились».
Союз кинематографистов Карелии завершил съёмки документального фильма «Наследие». Проект рассказывает о жизненном пути трех ремесленников из Петрозаводска: гончара, дизайнера одежды и кожевенника.
Ремесло в Карелии не стоит на месте, оно развивается, расцветает и расширяет свои границы. С каждым годом все больше людей отходят от стабильной работы и начинают трудиться на себя, переводя хобби в дело своей жизни. Команда кинематографистов Карелии в новой работе обратила своё внимание именно на таких людей.
В сентябре завершились съёмки проекта «Трогательные технологии». Главный герой фильма – молодой предприниматель Фёдор из Санкт-Петербурга. Он продает свой ресторанный бизнес, чтобы создать устройство для общения людей с нарушениями органов слуха и зрения. Упорство Фёдора и его воля к победе приводят к признанию этих устройств на международном уровне.
По словам режиссера проекта Валентины Коровниковой, весь фильм удалось снять за восемь смен. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге, в Ленинградской области в доме сопровождаемого проживания людей с нарушениями органа зрения и слуха, и в Москве. Для режиссера – это первый документальный проект.
«Я очень благодарна Фонду поддержки регионального кинематографа. Мы показали первый рафкат в рамках монтажной лаборатории Pro Cut, которая проходила в Перми. Получили комментарии и предложения от тьюторов. Они помогли нам усилить историю – найти в ней интересные нюансы. Сейчас фильм на стадии постпродакшена, и мы очень надеемся, что он найдет своего зрителя», – рассказала Валентина Коровникова.
17 сентября в Перми Лаборатория документального кино Pro Cut завершила свою работу для победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее», проводимого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Мероприятие прошло в рамках Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана».
В заключительный день работы фестиваля состоялась презентация проектов, монтаж которых осуществлялся под руководством тьюторов – профессионалов режиссуры, звукорежиссуры и монтажа.
Тьюторами выступили Анна Драницына – режиссер, доцент кафедры режиссуры телевидения ГИКИТ; режиссер монтажа Алексей Романов; Полина Волынкина – звукорежиссер, доцент кафедры звукорежиссуры ГИКИТ.
Участие в практическом интенсиве приняли 15 победителей конкурса. В их числе – авторы проектов: «Арт-Калининград» (режиссер – Наталия Ахметова, режиссер монтажа – Вячеслав Красько, Калининград, Московская обл.); «Балалайка 2.0» (режиссеры – Руслан Махмуд-Ахунов, Владимир Бучинский, Ульяновск); «Боль» (режиссер – Татьяна Ложникова, Омск); «Клятва» (режиссер – Нану Тлисов, Москва; Московская область, Черкесск, Ульяновск,); «Коллекционер» (режиссер – Сергей Климов, Пермь); «Наследие» (сценарист – Анастасия Петрова, режиссер-монтажа – Владислав Гришанов, Петрозаводск); «Нити основы» (режиссер – Ярослав Лобачев, Москва, Ярославль); «Перейти Байкал» (режиссер – Анастасия Емельянова, режиссер монтажа – Константин Куляпин, Москва, Иркутск); «Птицы и люди науки» (режиссер – Елена Туринцева, Иркутск); «Свет за краем света» (режиссеры – Оксана Роганова, Марина Донская, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Мурманск); «Солнце в силе. Время действовать» (режиссер – Илона Вашкелите, продюсер – Марина Шаньгина, Санкт-Петербург, Томск; Республика Мордовия); «Счастливая Маша» (режиссер – Дарья Разумникова, режиссер монтажа – Елена Галянина, Иркутск); «Такая жизнь» (режиссер – Екатерина Драчева, Пермь); «Трогательные технологии» (режиссер – Валентина Коровникова, режиссер монтажа – Анна Завьялова, Москва, Санкт-Петербург; Ленинградская область); «Чудомобиль детям» (режиссер – Валентина Коровникова, режиссер монтажа – Анна Завьялова, Москва, Санкт-Петербург; Ленинградская область).
Участники лаборатории получили рекомендации для дальнейшей работы над фильмами. В течение недели шли практические занятия, индивидуальные консультации и групповые обсуждения проектов, сопровождаемые просмотром черновых версий фильмов, а также подготовка к презентации.
О фильмах, съемки которых проходили в июне, июле и августе, читайте в материалах ФПРК.