Фильм рассказывает об уникальной ситуации, которая сложилась в этом городе. В начале 2014 года главные герои киноленты –супруги Юлия Кривцова и Сергей Кремнев, культуролог и архитектор, –смогли создать на базе знаменитой текстильной фабрики «Красный Перекоп» постиндустриальное креативное пространство, не имеющего аналогов в нашей стране. По словам режиссера Ярослава Лобачева, по будням на фабрике производят «ткани технические, а по выходным здесь сплетаются ткани культурные».
«Конечно, создание открытого публичного пространства на действующем предприятии не было для Сергея и Юлии легкой прогулкой. Порой они сталкивались с серьезным противодействием администрации, подчас – с равнодушием и непониманием работников предприятия.Приходилось договариваться, разъяснять, убеждать, растапливать лед недоверия личным самоотверженным трудом», – рассказал Ярослав Лобачев.
Следующим шагом главных героев было создание при поддержке руководства фабрики уникального музея, посвященного прошлому, настоящему и будущему не только фабрики, но и её работников и местных жителей. В музее проводится «Фабричный круг» – старожилы района рассказывают гостям о своей жизни, зачастую тесно переплетенной с производством. Здесь важна каждая человеческая история.
«Молодые волонтеры теперь проводят экскурсии по району, а вдохновившиеся художники оживляют маршрут своими граффити, по-своему пересказывающими истории здешних обитателей», – поделился режиссер.
Когда-то в детстве Ярослав Лобачев познакомился с историком, этнографом и фольклористом Надеждой Николаевной Балуевой. Она родилась в семье рабочих комбината «Красный Перекоп». По его словам, все её родственники – ткачи с незапамятных времен. Родной домНадежды Балуевой на рабочей окраине Ярославля стал народным музеем. Как вспоминает режиссер, «сюда приезжало множество народа, и все удивлялись сохранившемуся единству старого парка, живописных прудов и деревянной архитектуры». Также режиссер отмечает, что она всегда мечтала через народную культуру укрепить в людских сердцах любовь и уважение к своей малой родине, сохранить это богатство. После её трагического ухода дом рухнул, парк уничтожили, как и все дома вокруг. Казалось,что Перекоп погружается в пучину небытия, замерла и культурная жизнь. Но героям фильма «Нити основы» удалось возродить «островок традиционного русского мира в древнем Ярославле».
Ярослав Лобачев уверен, что эта история способна вдохновить многих в России на то, чтобы полюбить свой регион и попробовать что-нибудь для него сделать.
«Для регионов характерна утечка талантливых молодых людей в столичные города, но уезжают не все. Многие остаются, чтобы изменить родной дом к лучшему», – резюмировал кинематографист.
Продюсер фильма Александр Гундоров отмечает, что на этом примере развивать собственные инициативы в городах просто необходимо.
«Да, это сложно, но открывает гораздо более широкие горизонты для творчества и самореализации. В наших регионах много талантливых людей, способных обозначить свои достижения, свои проекты, свои города на культурной карте не только России, но и мира»,– пояснил Гундоров.
Конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее» проведён Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 млн рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.
О проектах, снятых в начале лета, июле и августе, читайте в материалах пресс-службы ФПРК.
Фото: Александр Гундоров