Финансирование Фонда поддержки регионального кинематографа получили 10 киноальманахов и 50 короткометражных фильмов. Ранее мы описывали проекты, съёмки которых стартовали сразу же после объявления списка победителей.
В данном материале мы рассказываем о фильмах, съёмки которых проходили в июле 2022 года.
В начале месяца в Томске стартовали съёмки документального фильма-альманаха «Сделаны в Сибири». Проект состоит из четырёх короткометражных новелл о выдающихся томичах разных возрастов. В основе киноальманаха заложена идея национальной идентичности региона через призмы судеб своих героев: фильм расскажет о молодой и набирающей обороты танцевальной группе «New name», о молодом парне Николае Муравьеве, борющемся со своей тяжелейшей травмой с помощью науки и современных технологий, о выдающемся путешественнике Евгении Ковалевском, бороздящим океаны в кругосветной экспедиции с миссией народной дипломатии, а также о гении робототехники Владимире Захарове и его кукольном театре «2+Ку», не имеющем мировых аналогов.
В Коломне стартовали съёмки документального проекта «Не только пастила». В центре сюжета – уникальный культурный феномен стремительного роста благоустройства Коломны и её окрестностей, и все это благодаря возрождению достопримечательностей города.
По словам авторов документального проекта, ещё двенадцать лет назад Коломна была тихой заводью. До города, расположенного в ста километрах от Москвы, в год добиралось около 30 тысяч туристов. Сегодня Коломна переживает настоящий туристический бум: только в 2021 году город посетили почти полтора миллиона человек. Причина – идея культуролога Натальи Никитиной и предпринимателя Елены Дмитриевой. Однажды они решили, что известная в России коломенская пастила станет отправной точкой в возрождении города и вдохнёт в него новую жизнь. Так и зародилось коломенское «культурное чудо».
В Республике Северная Осетия-Алания проходили съёмки документального короткометражного проекта «Мухтар Байсангуров. В поисках утраченного». Фильм снимался в труднодоступных высокогорных ущельях.
Картина повествует о реставраторе средневековых исторических памятников архитектуры – Мухтаре Байсангурове. На высоте две тысячи метров над уровнем моря, где дуют суровые кавказские ветры, вдали от цивилизации, без электричества и горячей воды, Байсангуров шаг за шагом бережно и кропотливо возвращает исторический облик башням и крепостям.
Съемки короткометражного фильма «Боль» проходили в Омской области. Это история о сельском фельдшере Нине Владимировне Дымченко, которая на протяжении 40 лет следит за здоровьем своих земляков. Сельчане давно стали для нее родными и близкими людьми, ведь с ними прошла вся её жизнь. И только здесь, на родине, среди этих людей, героиня чувствует себя по-настоящему счастливой.
В Свердловской области в минувшем месяце проходили съёмки альманаха «Россия-2035. Креативные кластеры». В четырёх новеллах авторы расскажут о государственной программе по созданию креативных кластеров, реализованной совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Креативные пространства призваны решить проблему отсутствия равных возможностей для творческих людей в разных регионах страны. На примере региона будет рассказано о том, как именно в России формируется творческая среда.
Необычный проект «Ленчик на высоте» начал сниматься в июле в Самаре. Главная героиня фильма – крановщица на стройке, которая развенчивает стереотип о том, что в сфере строительства нет ничего красивого, а заодно делится рецептами борьбы с профессиональным выгоранием.
По словам режиссера картины Дарьи Осиповой, «Лена – яркий пример того, что работа крановщика может стать работой мечты, куда можно прийти искренне и по любви».
В Пермском крае снимался короткометражный фильм «Коллекционер». Герой фильма живет в небольшом городке Нытве. У Анатолия Сивака есть семья и непростая работа: он сортировщик на заводе по переработке отходов. А ещё у него есть необычное увлечение – он коллекционирует игрушки времен СССР и даже написал об этом две книги. В его коллекции насчитывается более 500 экземпляров, и о каждой игрушке Анатолий может рассказать историю. Он не раз представлял свое собрание на выставках, но главная его мечта – создать в Нытве частный музей советской игрушки. Фильм расскажет о том, как возникла эта мечта, о появлении коллекции, ставшей своеобразным временным порталом. Зритель увидит игрушки, сделанные в разные годы на пермских предприятиях, и сможет ненадолго вернуться в детство.
Фильм «Хакасские Страдивари», съёмки которого проходили в Хакасии и на юге Красноярского края, расскажет о мастерах хакасских национальных музыкальных инструментов – Сергее Чаркове и Петре Топоеве, которые, несмотря на генерализацию и стандартизацию производства национальных инструментов, сумели сохранить их самобытность и возродить производство.
В минувшем месяце в Карачаево-Черкесии начались съёмки документального фильма «Клятва». Проект расскажет о спортивной школе «Яматэ» для детей и подростков в Черкесске. Здесь практикуется стиль «Кёкусинкай» – один из самых трудных и жёстких видов карате. Тренер Елена Мурадова – главная героиня фильма – воспитывает будущих чемпионов страны, вдохновляет на тренировки молодое поколение и учит чтить и уважать клятву, которую юные воспитанники произносят при посвящении. Елена является наставником «Общества высшей истины» и обладателем дана «Мудрости».
Интересен документальный проект «Счастливая Маша», который начал сниматься в июле в Иркутске и Иркутской области. Орнитолог Мария Мокридина изучает чаек и вместе со своим отцом, профессором Иркутского университета, каждое лето выезжает на полевые работы на Байкал. Появление на свет второго ребенка в семье главной героини уже не даёт возможности совмещать без потерь дорогую сердцу работу и любимую семью. На первый взгляд, ей удается справляться со всеми заботами легко и просто, но так ли это на самом деле?
Режиссер фильма Мария Разумникова отмечает, что в фильме хочется отразить «трепетное отношение к Байкалу, которое испытывают люди, живущие рядом с ним». Фильм «Счастливая Маша» – это попытка рассказать о жизни людей в нашей стране, о любви друг к другу, к родной земле и природе.
В минувшем месяце в Мурманске продюсерский центр «Северный характер» завершил летний период съёмок документального фильма «Арктик-джаз». Это фильм об истории знаменитого музыкального фестиваля, рассказанной от лица мурманчанина Виктора Абрамова и других людей, имевших отношение к его созданию.
У Виктора Абрамова интересная биография: он был замполитом в стройбате, работал звукооператором у Андрея Тарковского на «Сталкере», занимался организацией джазового фестиваля в Мурманске. Мужчина не играет на музыкальных инструментах, но утверждает, что «слышит музыку». Сейчас Виктору Абрамову 70 лет, он трудится дворником и не теряет надежды снова собрать большой джазовый фестиваль.
В Республике Бурятия и Иркутской области проходили съёмки документального проекта «Признание». Главный герой – бурятский художник Юрий Мандаганов, который работает с камнем в уникальной технике. По словам авторов фильма, лейтмотивом картины станут динамические изображения работ мастера в технике флорентийской мозаики. Одна из главных задач – показать героя в разных обстоятельствах и состояниях, раскрыть его характер, показать увлечённость своим делом, интерес к жизни, стремление к духовному развитию, любовь к близким и своему народу. Попытаться увидеть мир глазами художника, «слышать гул эпох, отраженный в образном строе его произведений и в сюжетах из реальной жизни бурят» – главная цель постановщиков фильма.
В Мордовии и Санкт-Петербурге в июле снимался документальный фильм «Солнце в силе. Время действовать». Главный герой фильма Александр возрождает забытую всеми деревню в Мордовии, откуда он уехал в Петербург семнадцатилетним юношей в поисках новой жизни. Окончив институт, он стал успешным бизнесменом. В своём родном селе Безводное он хочет воплотить в жизнь грандиозный проект: отреставрировать и превратить в этно-деревню брошенные дома.
В прошедшем месяце в Республике Саха (Якутия) проходили съёмки документального проекта «По следам Великой Энгэси». В посёлке Иенгра Нерюнгринского района живёт Катя Максимова. После школы она мечтает стать ученым-этнографом и посвятить свою жизнь изучению своего народа – эвенков. Её прапрадедушка Семён Еремеевич Наумов был проводником в экспедиции Глафиры Макарьевны Василевич – известного советского лингвиста, этнографа, кандидата лингвистических наук и доктора исторических наук. Она была крупнейшим тунгусоведом с мировым именем, который буквально обессмертил маленький народ, научно задокументировав его быт, уклад жизни, культуру и традиции.
В Москве, Казани и Нижнем Новгороде проходили съёмки документального фильма «Улицы олимпийского резерва». Фильм расскажет о развитии в России паркура, скейтбординга и BMX. Главными героями выступят ярчайшие представители этих спортивных направлений, участники Олимпийских игр и представители федераций.
В Ульяновской области в прошедшем месяце был снят фильм «Балалайка 2.0». Картина рассказывает о молодом музыканте Данииле Воронкове, который играет на балалайке. Благодаря этому исконно русскому инструменту, его жизнь меняется. Из столицы Даниил приезжает в Ульяновск. Именно здесь в 2013 году открылся первый в России музей балалайки и запустилась мануфактура «Балалайкеръ». Город превращается в центр возрождения балалайки, и молодой музыкант становится частью этого культурного феномена.
В июле на Урале пермская киностудия «Новый курс» приступила к съёмкам проекта «LIVE in Любимово» о всемирно известном странствующем немецком музыканте Клаусе Бургере.
В Россию он влюблён с 2002 года, как только впервые оказался здесь на гастролях. Со временем Бургер перебрался из Германии на Урал, где обрёл семью. Фигура Клауса Бургера экстраординарна: в любое время года он ходит босиком, на всякий вопрос имеет своё мнение, носит звание «Золотой тубы Европы», строит деревянный дом в деревне Любимово в Пермском крае.
Летом прошли съёмки картины «ЕВСЕЕВ: Признание ценою в жизнь» о жизни и труде известного марийского этнографа, собирателя, музейного работника Тимофея Евсеева. Это фильм-поэзия с созданием ряда художественно-игровых эпизодов, значимых событий жизни Евсеева. Между переломными реконструированными эпизодами фильм сопровождается сценами «оживления» его коллекций из фондов Национального музея Республики Марий Эл через кинематографические инструменты.
Напомним, что конкурс документальных фильмов «Россия – взгляд в будущее» ФПРК стартовал 10 марта 2022 года. Призовой фонд составил 150 млн рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, а 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.