Руслан Махмуд-Ахунов, сценарист, режиссер, оператор-постановщик, рассказал, что съёмки, длившиеся два месяца, проходили в Ульяновской области, Москве и на Грушинском фестивале в Самарской области.
«Наверное, самой сложной была первая из смен: необходимо было снять три сцены в разных локациях, среди которых – вокзал, уличное выступление в сквере и съёмка на набережной в кабине колеса обозрения. На вокзале не обошлось без эксцессов: сотрудники службы безопасности вызывали полицию, и нам пришлось прервать съёмку (самое смешное, что сцены на вокзале не вошли в итоговый монтаж). Сюрпризы нас ждали и на второй локации, так как наш герой выбрал для своего выступления крайне неудачное с точки зрения освещения место. А для последних кадров в кабине колеса обозрения пришлось несколько раз прокатиться в ней, пока выставляли освещение. Также запомнилась экспедиция, когда мы искали реальных балалаечников из глубинки. Оказалось, чтобы найти кого-то в селе или в деревне, нужно отыскать местный магазин или почтовое отделение», - рассказал кинематографист.
По его словам, работа над проектом позволила приобрести полезные навыки и «расширить представление о том, как снимать современное документальное кино».
Его коллега – сценарист, режиссер, оператор-постановщик Владимир Бучинский – добавил, что инцидент на вокзале буквально положил начало новому кинопроекту.
«Когда я пообщался с сотрудниками полиции, оказалось, что среди их есть синемафилы. Мы обменялись контактами, и с одним из них я сейчас даже сотрудничаю. Мы разрабатываем сценарий для художественного фильма», – рассказал Бучинский.
Также он поведал о сцене на свияжском мосту: «Мы снимали дубль за дублем в надежде, что мост вспыхнет яркими огнями. В итоге проторчали там больше часа, в течение которого к нам подходили местные ребята. Они интересовались съёмками, спрашивали, как попасть на кастинги наших фильмов, мы даже успели попеть и потанцевать под звуки балалайки до того, как тусклым светом зажегся единственный фонарь.К слову сказать, ни одна из этих сцен не вошла в фильм. Такое тоже бывает».
Второй режиссёр Елена Тарубарова рассказала, что работа над проектом научила её учитывать каждую мелочь в процессе кинопроизводства.
«Я сделала вывод, что мелочей на съёмках не бывает. Даже если самым главным кажется съёмочный процесс как таковой, с камерой в руках, он может оказаться для группы очень некомфортным, если у кинематографистов не будет воды в жаркий день»,– пояснила кинематографист.
Для звукооператора Евгения Балаева работа над фильмом «Балалайка 2.0» так же стала значимой в части профессионального роста.
«Это мой первый серьёзный кинопроект. Свой рабочий процесс на съёмках я выстраивал практически с нуля, иногда допускал ошибки, на которых приходилось быстро учиться. В моих руках было недорогое оборудование, и у меня не было в нём уверенности. Поэтому я старался включить в запись как можно больше микрофонов. Часто мне не хватало дополнительной пары рук и ушей. Самый сложный съёмочный день был на мануфактуре – стоял сильный шум, среди которого мы брали интервью у работников. Признаюсь, что получил хорошие впечатления за счёт того, что съёмки охватили немало мест и людей», – отметил он.
«Съёмочный процесс стал любопытным опытом коллаборации с коллегами. Работа была трудной, но мы справились. Хочу особенно выделить съёмки в Москве, например,ночной концерт Дани Воронкова», – добавил бригадир осветителей Руслан Рахманкулов.
Проект «Балалайка 2.0» – победитель конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.
Фото: Лера Кравец