Новости

Презентация образовательных программ для регионов прошла в Калининграде в рамках форума регионального кинематографа «Новый вектор»

В Светлогорске 29 июня в рамках форума регионального кинематографа «Новый вектор» прошла презентация образовательных программ для регионов.

В дискуссии приняли участие: ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С. А. Герасимова Нина Кочеляева, руководитель проекта Art Masters Борислав Володин (онлайн), директор по развитию АО «Свердловская киностудия» Евгений Григорьев, pr-директор Открытого российского фестиваля анимационного кино Алена Сычева, руководитель проекта «Кинорезерв» СпбГИКиТ Екатерина Сазонова, продюсер, куратор курса «Администрация. Старт в профессии киношколы «24» Павел Сарычев, проектный менеджер Фонда поддержки регионального кинематографа Андрей Антипенко.

Модератором встречи выступила директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Екатерина Лебедева.

Нина Кочеляева подчеркнула, что ВГИК им. С. А. Герасимова – одна из старейших киношкол мира. Она предоставляет множество образовательных программ. ВГИК имеет несколько филиалов: в Ростове-на-Дону, в Сергиево- Посаде и Иркутске. Спикер отметила, что два года назад открыли филиал в Ташкенте. По её словам, ВГИК стал не только всероссийским образовательным учреждением, но и начал свою деятельность на территории Центральной Азии. В 2025 году планируется открыть филиал в Хабаровске.

Нина Кочеляева рассказала, что во ВГИКе есть специалитеты, где обучение ведется пять лет по специальностям: актерское искусство, режиссура кино и телевидения, звукорежиссура аудиовизуальных искусств, кинооператорство, продюсерство, киноведение и другие.

Есть бакалавриат и магистратура по драматургии, а также аспирантура по специальностям: актерское искусство, кинооператорство, режиссура кино и телевидения и продюсерство. Имеется такая образовательная форма, как Высшие курсы кино и телевидения ВГИК, созданные для тех, кто уже получил основное образование и за вторым идет на двухгодичный цикл обучения.

Есть программы дополнительного профессионального образования или курсы повышения квалификации в рамках проекта «Культура России», которые связаны с формированием кадрового потенциала страны.

Борислав Володин отметил, что Национальный открытый чемпионат творческих компетенций Art Masters проходит в России четвертый год. Он направлен на выявление наиболее талантливой молодежи, их поддержку и интеграцию в индустрию таких творческих специальностей, которые находятся в зоне бэкстейдж. Командные соревнования внутри чемпионата формируются по четырем основным направлениям: театр, кино, шоу-бизнес и музыка. «Мы ежегодно выявляем по 10 специалистов в каждой компетенции. В кино это режиссеры монтажа, операторы, художники по костюмам, по гриму, сценаристы и другие, – рассказал Борислав Володин. – Возраст участников 18-35 лет. 70 % из них – из регионов нашей страны».

По словам спикера, участники проходят стажировку в московских компаниях и либо остаются в столице, либо возвращаются в регионы, где не всегда могут найти себя. «Наша задача, – подчеркнул Борислав Володин, – обеспечить наиболее талантливым специалистам достойную работу у себя дома, чтобы инфраструктура регионов позволяла им реализовывать свой талант».

В 2023 году был запущен еще один проект в рамках Art Masters – «Артмастерс-регионы». «Мы выявляем команды в направлении “Кино” именно в региональных округах. У нас всего восемь федеральных округов. И в каждом округе выявляется команда специалистов из 7-8 компетенций, которые необходимы для того, чтобы создать киноэтюд на 15 минут или короткометражный фильм. Основное условие: в федеральном округе должна быть компания, на базе которой будет производиться это кино, – отметил Борислав Володин. – Она дает команде режиссера технические ресурсы и с ее помощью находят актеров».

Также спикер рассказал, что на производство каждого короткометражного фильма выделяется 500 тыс. рублей и оплачиваются услуги режиссеров. Команды снимают по одному фильму, собираются в Москве и показывают свои киноленты. Далее выбираются три лучшие команды, которые потом имеют возможность отдельной прокачки через Президентский фонд культурных инициатив, через грантовую поддержку. Короткометражные картины будут иметь возможность дальнейшей судьбы в качестве полнометражного фильма.

Евгений Григорьев рассказал, что школа кино на Свердловской киностудии появилась потому, что не с кем было снимать кино. «Когда мы два с лишним года назад пришли на киностудию, – отметил он, – выяснилось, что средний возраст кинематографистов в регионе – 65 лет. Мы решили, что нужны молодые кадры и необходимы курсы по обучению второго состава. Состоялось три набора». В результате выпускники снимают один короткометражный фильм. По итогам обучения организуются стажировка и работа на проектах Свердловской киностудии, в продакшн-студиях Екатеринбурга, работа на собственных проектах выпускников, а также поступают приглашения от продюсерских центров Москвы. Воспитанники школы получили реальный практический опыт, приняв участие в съемках фильма «Сломя голову» режиссера Евгения Григорьева и других картин.

Со временем организаторы курсов пришли к тому, что стали учить одних и тех же людей разным специальностям. Таким образом, выпускники становятся универсальными специалистами.

Евгений Григорьев отметил, что киношкола получила лицензию, но не хватает методологической базы. Поэтому она пытается вступить в коллаборацию с другими учебными заведениями, у которых есть методология.

Андрей Антипенко рассказал о Лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути». По его словам, Лаборатория ищет истории и авторов, которые могли бы рассказать о том интересном, что происходит в регионах. В рамках образовательных мероприятий Лаборатории с помощью менторов проекты выводятся на уровень питчинга. Спикер отметил, что в прошлом году на питчинг вышло 16 проектов. Смысл лаборатории, по мнению Андрея Антипенко, заключается в том, чтобы сократить путь от идеи до продакшена. Он подчеркнул, что мастера кино являются как раз участниками самой Лаборатории «Формула пути» – они выступают в качестве экспертов, преподавателей или тех, кто отбирает работы. С ними участники могут контактировать на протяжении всего проекта.

В Лаборатории учат, как правильно подготовить заявку и презентовать ее на питчинге. В прошлом году в рамках проекта было заявлено 2 номинации: «Сериал» и «Игровое кино». В каждой из них победитель получил по 1 млн рублей. Также проводились закрытые встречи с представителями индустрии, где обсуждались все проекты.

В 2023 году конкурс начнется в июле и продолжится до декабря. Приоритетными темами в этом году в рамках конкурса являются: индустриальное кино, детское кино и кино о регионах России.

Алена Сычева рассказала, что она со своими коллегами составила «Каталог анимационных школ России», где можно ознакомиться с учебными заведениями, обучающими анимационному кино. По её мнению, анимационное образование сфокусировано в основном в Москве, а региональные школы выживают и растут только за счет энтузиазма педагогов. При работе над анимационными фильмами не хватает специалистов среднего звена: художников, фоновщиков, аниматоров и т. д. Алена Сычева уверена, проблема в том, что в регионах нет среднего специального образования. Она и ее коллеги мечтают возродить в регионах сетки профессиональных училищ. Спикер отметила, что еще один путь решения проблемы - это профориентации школьников. Ведь «выращивать специалистов по анимации в регионах удобно еще и потому, что они могут работать удаленно».

Екатерина Сазонова представила еще один старейший кинематографический вуз. Она отметила, что Санкт-Петербургскому государственному институту кино и телевидения (СпбГИКиТ) в этом году исполняется 105 лет. Она также рассказала о проекте, запущенном на факультете дополнительного образования института - «Межрегиональный кинорезерв творческой молодежи». География проекта – 10 регионов страны: Санкт-Петербург, Ульяновск, Великий Новгород, Архангельск, Челябинск, Иркутск, Мурманск, Красноярск, Калининград, Краснодар, Республика Карелия. Цель проекта – научить людей в регионах, дать им профессиональное образование, диплом о профессиональной переподготовке и создать им возможность трудоустройства. Наставником проекта является режиссер, народный артист России Александр Сокуров.

Процесс обучения включает: 28 часов электронных лекций от ведущих педагогов СпбГИКиТ; 100 часов очных занятий, включающих в себя практику и вебинары по введению в специальности, проводимых в регионах; нетворкинг и защиту итоговых работ. Завершается проект в Санкт-Петербурге конференцией «Региональные ресурсы кинопроизводства», в рамках которой происходит обсуждение киноресурсов в регионах и встреча с экспертами. После получения диплома специалисты попадают в базу портала MovieStart. Сейчас в ней представлено 10 регионов. База также открыта для всех региональных специалистов, все зависимости от того, участвуют они в проекте или нет. Любой желающий может заполнить заявку, и его добавят в базу данных специалистов.

По словам Екатерины Сазоновой, институт организовал и другие программы в регионах: курс повышения квалификации «Основы кинематографического мастерства» в Ульяновске, на Чукотке (кинолаборатория “Чукотка. DOC”) и в Мурманске, курсы повышения квалификации «Локейшен-менеджер» и «Ассистент звукорежиссера» в Калининграде, курсы повышения квалификации «Режиссерская группа», «Художественная группа», «Локейшен-менеджер» в Санкт-Петербурге для «Енисей-кино» (г. Красноярск).

Павел Сарычев рассказал о киношколе «Студия 24» (г. Москва), директором которой является кинопродюсер Сергей Маевский. Он отметил, что киношкола создавалась по причине нехватки профессиональных кадров на рынке, отсутствия единых стандартов и требований к профессиям, отсутствия понятной системы трудоустройства и входа в индустрию. Обучение проходит в небольших группах по 5–15 человек. Спикер отметил, что киношкола предлагает гибкие условия оплаты: полная оплата или долевые отчисления (15 % от дохода в течение 5 лет). Сроки обучения: от 3 месяцев до 1 года. Он также рассказал, что сейчас при поддержке Московского фотолицея и АПКиТ школа запускает образовательные программы. «Даже в госучреждениях ждут наши программы, которые отработаны и адаптированы, – подчеркнул Павел Сарычев. – В любом регионе очень важно наличие 2-го и 3-го составов. И мы делаем все для того, чтобы уважение к профессиям в кино существовало не только на уровне 1-го состава».

Екатерина Лебедева руководитель Всероссийского конкурса «Хорошая история» отметила, что
Молодежный центр Союза кинематографистов России реализует проект Всероссийский конкурс «Хорошая история», в рамках которого также предлагаются элементы образовательной программы. В конкурсе также есть денежный призовой фонд. Проект поддерживает Фонд президентских грантов.

Ее коллега, исполнительный продюсер конкурса, Ксения Стрельникова, рассказала, «Мы хотим, – отметила Ксения Стрельникова, –– чтобы в каждом уголке нашей страны каждый житель знал, какие добрые дела творятся рядом с ним и как принять в них участие. Для этого мы хотим подружить режиссеров и НКО между собой, чтобы помочь создать интересные видеоработы, новые хорошие истории. Прием заявок будет длиться полгода, начиная с сентября 2023 года».

Екатерина Лебедева отметила, что в конкурсе есть следующие категории: короткометражные, игровые, документальные и анимационные фильмы. «Мы стремимся сотрудничать с кино вузами и киношколами», – подчеркнула Екатерина Лебедева. Всероссийский конкурс «Хорошая история» – это отличная возможность для студентов киновузов и киношкол вдохновившись деятельностью некоммерческих организаций (НКО) создать достойную историю и в итоге короткометражный фильм. А также сделать хорошее портфолио в том числе и на социальной рекламе, и конкурс «Хорошая история» поможет это осуществить. Цель конкурса – познакомить мир кино и мир НКО. Она рассказала, что два года назад, обучаясь в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова, сняла курсовую работу под названием «Горячая линия», и этот проект победил в конкурсе «Хорошая история» 2021 года.

В завершение дискуссии Павел Сарычев добавил, что в Томске создали кинокластер в сотрудничестве с Фондом поддержки регионального кинематографа, и сняли там сериал «Социальные сети».