Смотреть мастер-класс >>
Приводим тезисы выступления:
- У кино есть социальная функция, которая заключается в том, чтобы делать страну лучше. Во всяком случае, такая функция есть у кино, которое создается на государственные деньги.
- Вы должны понимать, что хотите сказать своей историей. Какой мотивирующий смысл зрители смогут из нее извлечь. На питчинге экспертам будет интересно, почему именно вы рассказываете именно эту историю, – что связывает ваш вымысел и вашу реальную жизнь.
- Нас интересуют умные социальные истории, в которых герои сталкиваются с серьезными проблемами и находят силы их преодолеть.
- Драматургия – искусство привлечения и удержания зрительского внимания.
- Журналисты и психологи – люди, у которых есть профессиональные навыки для овладения профессией сценариста: быстрой обработки информации разных источников, беспристрастной коммуникации, фактчекинга.
- Зрителя привлекает харизматичный и противоречивый герой. Если за вашим героем неинтересно наблюдать, если он не вызывает эмоций и неспособен удивлять, кино не будет.
- У героя должна быть цель, к которой он должен идти напролом. И энергия, которую он прикладывает для её достижения, – именно она привлекает зрителя.
- Конфликт не обязательно должен быть глобальным. Истории необходимы высокие ставки. Но высокая ставка – это то, что значимо для человека в его собственной системе координат. Одному надо спасти мир, а другому – детскую площадку.
- Один из главных критериев хорошей истории – изменение героя. И изменение мира истории в целом, потому что кино – это череда событий, меняющих его героев. Чем выше КПД героев, тем увлекательнее история, тем больше ее социальный смысл. Настоящие герои задают конструктивные и мотивирующие модели социального поведения.
- Прежде всего ваша история, ее предлагаемые обстоятельства должны задавать условия для изменения вашего героя.
- Вы должны хорошо понимать, что заставляет героя действовать. Если от его действий ничего не изменится, ваша история не будет никого цеплять.
- Мы должны понимать альтернативу – что случится, если герой не добьётся своей цели. Если ничего плохого не случится, у него не будет мотивации действовать, а у зрителя – смотреть такое кино.
- Нас интересуют типичные проблемы регионов, и если вы сделаете историю, которая помогает их решать, у вас высокие шансы на успех. Понятно, что у всех людей и всех регионов России есть общие проблемы, но выделяться на общем фоне будут истории, обращенные к характерным проблемам конкретных регионов и людей, которые в них живут.
- Хорошая история начинается задолго до первого кадра. Нас создает наше прошлое. Вы должны очень хорошо представлять, что сделало героя таким, как мы его видим в начале фильма. И каким он станет в финале. И что для этого ему придется преодолеть в себе самом. История развития любого человека – история его борьбы с собственными травмами.
- Любая мотивирующая история содержит объединяющие смыслы. Хотите пример? Посмотрите сериал «Тед Лассо».
- Два главных героя любой истории – протагонист и антагонист. Антагонист – кривое зеркало героя. Никогда люди не становятся противниками на ровном месте. Но антагонист совершенно не обязан быть врагом. Это человек, который по той или иной причине стоит на пути героя к цели. Если в вашей истории такого человека нет, у вас проблемы.
- Очень важный элемент драматургической конструкции – дилемма. Выбор между плохим и очень плохим. Ваша задача – превратить жизнь вашего героя в ад. Если он сам найдет из него выход, история получится.
- Одна из распространенных проблем начинающих сценаристов – идеализация героя, происходящая от того, что автор бессознательно ассоциирует с ним самого себя.
- Важный инструмент для создания хорошей истории – тайна. Если у героев есть тайны, которым предстоит открыться и все разрушить, большая часть истории уже придумана.
- У героя должны быть явная цель (которая к финалу может оказаться ложной) и неосознанная потребность. Они должны конфликтовать, чтобы к финалу герою пришлось сделать тяжелый выбор между одним и другим.
- Когда человек платит высокую цену за то, чтобы достичь своей цели или отбросить ее ради более важной, он меняется.
- Работа драматурга – манипуляция зрительскими эмоциями.
- Уважайте своего зрителя и себя. Пишите только ту историю, на которую сами купили бы билет. Представьте себя у кассы – этот билет может оказаться для вас звездным.
Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, художественный руководитель Лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути», которая до 30 июля 2022 года включительно ведёт приём заявок на бесплатное участие.
Авторы лучших сценариев полнометражного игрового фильма и сериала получат по миллиону рублей. Участие в лаборатории не ограничено возрастными и географическими критериями, уровнем профессиональной подготовки. Главное – история, которая нас захватит, и которая поможет сделать нашу страну лучше.