Элла Тухарели: «ФПРК постепенно зарождает новую документальную волну, которую все очень ждут»
2024-11-29 14:36
Наша героиня стала свидетелем исчезновения Нижне-Волжской студии кинохроники в 90-е, когда талантливые режиссеры и сценаристы были вынуждены заниматься чем угодно, но только не своей профессией. И, когда ей предложили возглавить Фонд поддержки регионального кинематографа, она сразу же согласилась, это предложение мгновенно отозвалось в ее сердце. Ведь в ее ДНК заложен тот мощный фундамент советского документального кино с его лучшими образцами, который сегодня способен вывести российский док на новый уровень своего развития.
Знакомьтесь - режиссер документального кино, основатель «Кинокомпании Э», генеральный продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Элла Тухарели.
— Элла, что Вас привело в Фонд и как Вы стали генеральным продюсером?
Моя история начинается с Нижне-Волжской студии кинохроники. Мне было 4 года, когда я пришла туда первый раз, можно сказать я там выросла и у меня была возможность ходить на съемки, одним словом, - вариться в этой среде. Киностудия в те годы была таким Пастеровым бульоном, где зарождалась настоящая кинематографическая жизнь: съемки, редколлегии, фестивальные успехи… Это были титаны, на которых я глядела снизу вверх. Все это зародило во мне огромное желание стать такими как они!
А в 90-е годы на моих глазах киностудия рушилась, а талантливые сценаристы и режиссеры стали торговать китайскими пуховиками на местной толкучке. Перестали привозить новое кино, ушла киноклубная жизнь с ее обсуждениями. Все рухнуло вместе со страной. Но то, что было заложено в 80-ена Нижне-Волжской кинохронике осталось в моем ДНК.
Когда мне предложили возглавить Фонд поддержки регионального кинематографа, во мне это сразу же отозвалось. Я очень хорошо помню свой непростой путь из региона в Москву. И вот я хочу, чтобы путь современных кинематографистов из регионов был прямее и короче. И поэтому я здесь.
Опираясь на школу советских документалистов (а фундамент у нас мощный), мы должны качественно вырасти в своих проектах. Великий советский документальный кинематограф не нужно отметать, это то, на чем нужно учиться. И мне всегда обидно, когда молодые фильммейкеры говорят о нем пренебрежительно, как о чем-то замшелом и не актуальном. Потому что не видели и не знают… Смотрите и восхищайтесь, там уже все придумано за нас!
— Каким Вы видите лицо Фонда на сегодняшний день?
Команда Фонда открыта любым коммуникациям. Наш слоган: несем свет. Наша задача - помочь найти и открыть новые таланты в регионе, бережно взяв их за руку, довести до премьеры на крупном фестивале, эфира на канале или платформе.
И в нашей работе ни в коем случае нельзя быть строгими чиновниками, которые отбирают заявки по жестким, сухим критериям. Мы должны руководствоваться головой, но и сердцем! Сотрудники Фонда не принимают решение, кого поддержать, это все на совести независимого экспертного совета, состоящего из лучших документалистов. Но довести заявку до экспертов, указать, что исправить в документах, чтобы заявка не слетела с конкурса, и подсказать, что нужно доработать, мы всегда готовы.
На сегодняшний день Фонд уже в повестке лучших индустриальных фестивалей. Прошло всего три года, а мы уже стали уверенными игроками этого рынка. О региональном кино наконец-то заговорили! И в этом огромная заслуга Никиты Сергеевича Михалкова и Ларисы Оттовны Солоницыной, которые вложили в создание ФПРК все свои силы и душу. Именно они своевременно поняли, насколько сейчас важно поддержать регионы! И сегодня Фонд доказывает, что кино наших регионов – это не что-то второсортное, а именно то, что будет двигать нас вперед.
— То есть ФПРК совершил прорыв в этом направлении, да?
Мы в процессе большого квантового скачка. Мы меняемся, становимся открытыми, активно ведем социальные сети. Сейчас наш потенциальный режиссер сидит там, и мы должны общаться на актуальном языке. Глобальные изменения не проходят по щелчку пальцев, это – процесс, растянутый во времени. Мы изменились внешне, посмотрите наш новый брендинг! ФПРК постепенно зарождает новую документальную волну, которую все очень ждут.
— Много ли сегодня в регионах талантливых самородков, которые в ближайшие годы смогут высоко поднять планку российской документалистики?
Россия всегда богата талантами! Когда-то французский писатель Ги де Мопассан сказал: «Гений – это человек, который рождается в провинции, чтобы умереть в Париже». Поэтому все, что рождается в России, рождается не в Москве, а именно в регионе. Наш Фонд как раз и нацелен на то, чтобы ребята выстрелили. В рамках кинофестиваля «Послание к человеку» проходил питчинг, на котором из 20 участников 6 были «нашими», те, кого Фонд когда-то поддержал и задал импульс к росту. И уже сейчас они выходят на платформы с собственными проектами (например, Дарья Разумникова, Елизавета Бобылева, Анастасия Емельянова). Фонд дает уверенный старт. И это является определенным трамплином, чтобы режиссер двигался дальше.
— Какие возможности режиссеру из региона дает масштабный конкурс «Россия – взгляд в будущее?»
Если вы уже крупный и маститый документалист, то можете спокойно подать заявку в Минкульт, защитить ее в ИРИ и Фонде Кино. Мы созданы для тех, кто пока не нарастил мускулы, чтобы туда податься и выиграть. Если вы талантливый и дерзкий режиссер из региона, в самом начале своего творческого пути, у которого много идей, но не хватает творческого опыта, то вам прямой путь в ФПРК.
Зачастую сами регионы не понимают, зачем поддерживать документальное кино… Это дорого и не приносит мгновенного результата. И поэтому только мы остаемся игроками на этом рынке.
— Куда, по Вашему мнению, направлен взгляд конкурсантов в документальных проектах сегодня?
Мы должны смотреть на разные направления, ведь у каждого региона есть своя айдентика. И наш взгляд сегодня направлен на новые технологии, на развитие городов, на социальные проблемы. Мы нацелены этот взгляд донести из одного региона в другой. Важно мир каждого из 89 регионов открывать всей России и связывать их между собой, чтобы соседи понимали, чем живут люди за 300 километров от себя.
— Возможно ли в современных реалиях сформировать культуру смотрения документального кино? Что может этому способствовать?
Наша основная проблема родом из 90-х, когда наблюдался крах кинематографа. Именно тогда и культура смотрения документального кино была напрочь отбита. Взамен нам дали жвачку - дешевые проекты телеканалов, которые пропагандировали все, что только возможно… Мы отучили зрителей смотреть качественный док и приучили к откровенной ерунде. Сейчас привить эту культуру очень сложно… Очень хочется, чтобы док входил в дискурс блогеров. Если сам блогер начинает обсуждать хороший документальный фильм, тогда и этот жанр становится популярным и востребованным среди его аудитории. И здесь наша задача переформатировать тех, кто привык к клиповому мышлению и не воспринимает видео длиннее 3 минут, научить их смотреть документальное кино. С другой стороны, необходимо сформировать систему киноклубного движения. Ведь это была отличная вещь: люди смотрели фильм и обсуждали. Именно в этих двух направлениях мы и хотим двигаться, чтобы российский док продолжал развиваться и выходил на новый уровень. Для нас документальное кино – это вид искусства, а не сиюминутный reels, который потом можно выкинуть и забыть.
— Есть ли у Вас свой документальный проект, который особенно дорог сердцу и, возможно, что-то изменил в Вашей жизни?
Я считаю, что ты всегда должен делать каждый свой проект как последний. Ведь режиссуру можно сравнить со спортом, когда ты показываешь уровень своих возможностей. Также каждый проект выявляет, в каком духовном состоянии находится режиссер на данном жизненном этапе. Пока ты делаешь проект - ты им живешь! Для меня был очень важным фильм «Обитель. Кто мы?» про Соловки. Сейчас для меня важен проект «Фрески затопленного монастыря». А дальше будут новые важные проекты!
— Несколько лет назад Вы снимали фильм-портрет к 70-летию Никиты Сергеевича Михалкова. Каким он Вам запомнился на съемочной площадке?
Сначала Никита Сергеевич снимался в моем документальном фильме «Петр Столыпин. Выстрел в Россию. XX век», а потом уже мы снимали фильм-портрет к его 70-летию. Это человек настолько мощный и харизматичный… В него была влюблена вся съемочная группа! Он никогда не давил на меня как на режиссера и не навязывал своих решений. Никита Сергеевич всегда очень тонко чувствует эту грань, слышит и находит компромисс. В финале фильма он захотел скакать на коне, и это было безумно сложно снять… Снимать возможно было только с дрона, которого конь очень боится и может в любой момент встать на дыбы и сбросить наездника, взбрыкнуть. Это был невероятно смелый трюк с его стороны и полностью его личное режиссерское решение.
— Элла, помимо любви к документальному кино и бесконечной напряженной работе в этой сфере, чем Вы еще интересуетесь? Умеете ли Вы отдыхать и переключаться?
Мне бывает сложно себя переключить, когда надо думать о проектах, о Фонде… Но надо учиться отдыхать! Я люблю заниматься боксом, кататься на горных лыжах, путешествовать. И я просто заставляю себя прочитать хотя бы 30 страниц книги каждый день, несмотря на то, как он прошел! К великому сожалению, в современном мире мы постепенно теряем культуру общения с книгой, теряем определенный способ мышления... Ведь чтение дает нам богатый язык, способность не говорить междометиями. Все мы стали в каком-то смысле тиктокерами, которого я пытаюсь из себя изгнать.