Новости

Звуки водоросли кокколито и северное сияние – при поддержке ФПРК снят док в водах Арктики

Кинокомпания «Студия ЦЕНТР» завершила работу над фильмом «Кокколито. Танцующие над бездной». В центре истории– микроводоросль с трудно произносимым названием «кокколитофорида». Мириады кокколитофорид наполняют воды Арктики и делают на время цветения воду в океане бирюзовой. Такие процессы можно наблюдать не только в Арктике, но и в южных широтах, например, в водах Черного моря. Удивление при встрече с этим необыкновенным явлением во время арктических походов и стало отправной точкой для создания фильма.

Режиссёр проекта Владимир Марин известен фильмами о живой природе. Картины «Краткое пособие по воспитанию дельфинов», «Одиссея миров», «Сто шкур неубитых медведей», «Тайна белого беглеца», «Несейка. Младшая дочь», «Птицы Мирослава», «Как приручить медведя» и многие другие его работы стали лауреатами самых разных кинофестивалей.

«В песне, звучащей в нашем фильме, есть такие строки: “настроение океана зависит от количества кокколитофорид”. Но наше настроение в ходе работы над фильмом гуляло, как стрелка сломанного барометра, и зависело от массы внешних и внутренних причин», – поделился режиссер.

По его словам, работа над фильмом началась задолго до отправления самой экспедиции в море.

«Едва лишь появилась заявка на фильм, идея стала где-то зудеть и самостоятельно двигать нашими мозговыми извилинами, нашептывать, подсказывать. Как только мы решили оживить незримую нашему глазу микроводоросль, захотелось приступить к работе. И мы с Иваном Анисимовым сели рисовать героиню на листке бумаги. Водоросль вырисовывалась существом непростой судьбы. Побитая микроштормами, лишенная пары чешуек, она сразу стала вызывать у нас сострадание и желание помочь. Именно под чешуйками, отбитыми в столкновениях с другими более крепкими товарками, засветились ее глаза. Какой-то Достоевский, очищающее страдание, подумали мы. И назвали ее Неточка (Неточка Незванова – героиня повести Ф.М. Достоевского – ред.). Вместе с тем она настолько микроскопически мала, что будто её и вовсе нет, но она есть», – рассказал Марин.

Он отметил, что в Институте океанологии им. П.П.Ширшова, где работает значительная часть киногруппы, есть прибор, который занимает«большую комнату за железными дверями». Прибор называется сканер осадков, а, если коротко – логгер.

«Он содержит некий блок, который мы назовем для простоты – радиоактивный излучатель. “Хозяин” логгера Дмитрий Борисов охотно поверил в наши бредовые идеи и смог найти внутренние оправдания, чтобы не разрушить такую стройную художественную идею.Нам оставалось нарисовать Неточку в графике. И затем интегрировать героиню в реальные условия, чтобы она начала взаимодействовать с людьми. Мы её интегрировали в мир людей, тюленей, белых медведей. Рисовали сны моржей. Признаюсь, что в деле выдумывания графики, компилированной с реальностью, мы съели собаку. На этот раз пришлось обратиться к кошкам. Сценической площадкой для Неточки стал сыпучий кошачий наполнитель, заменивший просушенный морской осадок– ее естественную среду захоронения. Всё остальное традиционно: синий шарик, отпечатанный на 3D принтере и волшебство компьютерной графики», – продолжил режиссёр.

Владимир Марин добавил, что сроки экспедиции сдвигались. По его словам,график корректировали не только силы природы, но и «усложнившиеся обстоятельства подготовки и планового ремонта научного судна». Заканчивалось лето, а команде проекта нужно было держать путь в Арктику.

«Был период, когда мы думали, что корабль уже не выйдет в море. Зима в Арктике приближалась со скоростью суперэкспресса. Однако все получилось, учёные успели выполнить в море научную программу. Мы успели отснять морскую часть нашего фильма», – пояснил режиссер.

Перед отправкой экспедиции Владимиру Марину пришлось писать дополнительную режиссерскую экспликацию с определенными задачами: «Из моря мы должны были от оператора Максима Толстого получить не просто массив экспедиционных съёмок, а материал, снятый по точному сценарию. Это напоминало уже работу в игровом кино. И вместе с тем, мы не разводили мизансцены. Дело в том, что в условиях напряженной морской работы, такие эксперименты заканчиваются неудачей или разрывом отношений с героями».

Также режиссер отметил, что команде проекта помог позитивный настрой участников этой большой экспедиции:Алексея Клювиткина, Александра Новигатского, Александра Матуля, Дмитрия Глуховца, Дмитрия Борисова, Инны Салинг и многих других. На корабле было более 60 человек научного состава во главе с капитаном Юрием Николаевичем Горбач.

«НИС “Академик Мстислав Келдыш”– судно легендарное. На его борту снимали “тот самый”“Титаник” Джеймса Кэмерона. И вот снова здесь снимается кино, но только время другое, люди другие. Главные наши герои – в возрастном диапазоне от 25 до 40 лет.А еще наш секрет успеха – Марина Кравчишина– молодая и стильная женщина, уважаемый учёный и руководитель экспедиции», – поделился Владимир Марин.
Он пояснил, что многие члены съёмочной группы являются одновременно и научными сотрудниками, и инженерами академического института: «Мы снимали кино, находясь внутри научного коллектива, работали как неотъемлемая его часть. Наверное, в этом секрет того, что все получилось сделать в срок».

Владимир Марин признается, что доля везения здесь тоже была: «Северное сияние или восхитительные льды на маршруте – такое невозможно запланировать заранее. Да и сами поля цветения микроводорослей, учитывая позднее время выхода судна из порта, могли уже не встретиться на нашем маршруте. Нам все удалось увидеть и снять. Нельзя сказать, что на цветокорректировке с Владимиром Кузьминым мы искали какие-то особые фильтры, чтобы обмануть зрителей. Поля эти цвели на экране бирюзой и до прикосновения к кнопкам компьютера».

Режиссер рассказал, что учёные в море часто проводят свободное время за игрой на различных музыкальных инструментах: гитаре, губной гармошке, фортепиано, укулеле. Авторы проекта придумали необычный и интересный ход: в научно-популярном кино должна прозвучать весёлая песня.

«Разве можно в серьёзном рассказе петь какие-то весёлые песенки? Мы давно подбирались к такому художественному приёму. Писали рэп для нерпы, но он так и остался на уровне текста. А тут характер материала позволил решиться. Мы попробовали и написали с нашим постоянным композитором Маратом Файзуллиным песню “Кокколитос”. Текст набросал режиссер, а спел сам композитор», – поделился Владимир Марин.

По словам режиссера, самое интересное, что водоросль заговорила в фильме:«Саунд-дизайн – один из финальных элементов производства фильма. Голос нашей кокколиты– зона ответственности Сергея Рассказчикова. Мы с удовольствием её услышали и замерли. А это так, она так говорит?! Да?! Сергею удалось исхитить из тьмы особый тембр и обертона ее голоса».

Напомним, что проект «Кокколито. Танцующие над бездной» стал победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.

Фото – Владимир Марин