Интервью

Анастасия Емельянова: «Мне нравится знакомиться с региональными кинематографистами, раскрывать их и в целом понимать, как работает рынок продюсирования»

Наша героиня прошла путь от журналистики до съемок собственных документальных проектов. Ее фильм «Перейти Байкал» стал победителем конкурса ФПРК «Россия – взгляд в будущее», а вскоре она и сама присоединилась к работе в команде Фонда поддержки регионального кинематографа в качестве продюсера.

Знакомьтесь, в гостях у ФПРК режиссер и сценарист документальных фильмов и коммерческих проектов, продюсер Анастасия Емельянова.


— Анастасия, по первому образованию Вы - журналист. Расскажите, что Вас привело в документальное кино? Может быть, в этом как-то помогла журналистика?

Я всегда говорю, что это, наверное, закономерное развитие журналиста. Он может пойти в разные направления: может остаться в журналистике, пойти работать в пресс-службу, в pr... А у меня как-то сложилось, что я пошла в кино. Мне попалось объявление о наборе в школу документального кино Un/Filmed. Это школа международная, которую организовали выпускники Марины Разбежкиной. Здесь я впервые столкнулась с документальным кино и поняла, как это работает. Но со временем мне захотелось попробовать что-то новое, и так я оказалась в Московской школе кино.

— В чем, на Ваш взгляд, заключается искусство документального кино?

Я не буду оригинальной и скажу – в том, чтобы уметь рассказать художественную историю методом реальности. Потому что настоящее документальное кино – это не когда мы просто сняли репортаж. Это более сложная структура, и мне кажется, самое ценное в доке – это то, что ты учишься из окружающего мира, из всех предметов, людей, разговоров, диалогов, ситуаций создавать образы и сюжеты. Я всегда говорю, что очень опрометчиво считать документальное кино тотальным отображением реальности. В конечном счете, сам режиссер решает, какую историю он будет рассказывать, почему эти два кадра клеятся или не клеятся рядом. Задача дока заключается в том, чтобы реальность, на первый взгляд, обычную, в которой мы все живем, превратить в настоящее искусство.

— Есть ли такой документальный фильм, который за последнее время произвел на Вас сильное эмоциональное впечатление?

Да, у меня каждый год после просмотра картин на кинофестивалях появляется фильм, который очень сильно на меня влияет. В этом году меня поразила документальная картина «Текстура лжи», которая была показана на «Докере». На мой взгляд, этот фильм пока еще не оценили по достоинству. А там как раз идет осмысление художественных образов – создание нового киноязыка чувств.Режиссер снимает драму своей семьи и пытается ее осмыслить через то, что прожил он и его семья. И делает это достаточно талантливо, интересно, неординарно и очень откровенно. То есть в какой-то момент тебе как зрителю становится даже неловко от того, что ты смотришь в душу этого человека. Ты одновременно стесняешься и в то же время благодарен. Во время обсуждения картины, я видела, как весь зал чувствовал вот эту дрожь, которая исходила от режиссера. Невозможно было не понять, что для него каждый показ – это какое-то продолжение осмысления личных переживаний…


— Анастасия, что Вас привело в Фонд поддержки регионального кинематографа? Как это произошло?

Буду откровенна – в каком-то смысле я напросилась. Расскажу, как это было. В 2022 году мы с командой подаем заявку на конкурс ФПРК «Россия – взгляд в будущее». И проект получает поддержку, я снимаю свой первый коммерческий документальный фильм «Перейти Байкал» провиндсерфера, который решился на отважный шаг. Потом мы едем в Пермь на «Флаэртиану», где у нас проходит первая монтажная лаборатория “ProCut”. Здесь мы работаем над финальным монтажом нашего фильма. Тогда я и подружилась с продюсерами Фонда Ольгой Филоновой и Василисой Юренковой и поделилась желанием работать вместе. Через год Ольга предложила мне присоединиться к команде ФПРК, но сразу предупредила, что нужно сделать выбор между съемками фильма на деньги Фонда и работой внутри. Потому что совмещать это невозможно по регламенту конкурса. В тот момент я поняла, что для меня это будет колоссальный рост, ведь я смогу смотреть огромное количество фильмов других авторов и через осмысление их картин, найти решения для своих собственных. Это же тоже очень классный самообразовательный процесс! И я столько всего узнала про оформление документов… В жизни бы не думала о том, какие там есть нюансы. Уже год я работаю продюсером ФПРК, и очень надеюсь, что мы продолжим это сотрудничество. Мне нравится знакомиться с региональными кинематографистами, раскрывать их и в целом понимать, как работает рынок продюсирования. Потому что до этого я занималась только творчеством, а сейчас я уже осознаю этот процесс и с другой стороны.

— Вы упомянули о фильме «Перейти Байкал». Расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к своему герою и к этой истории в целом?

В Иркутске, откуда я родом, существует единственная в городе станция виндсерфинга. Когда я пришла туда заниматься, мне ужасно понравилось. В какой-то момент я подумала, что этот вид спорта очень мало освещают. А мне очень хотелось, чтобы как можно больше людей узнали, что виндсерфинг существует и на Байкале. У меня возникло огромное желание поделиться с миром этим восхищением и тем чувством, которое я испытывала от тренировок… Мой герой Дима – директор этой станции, в какой-то момент вместе со мной решился на этот отважный шаг.

Эта история обсуждалась нами несколько лет. Я не просто придумала, подалась в Фонд и сняла фильм. Все было гораздо сложнее… Сначала я выступила на питчинге дебютантов от продюсерского центра MovieStart, то есть я еще в 21-м году презентовала эту историю! И тогда мы просто выиграли поддержку технической базы. В течение двух лет мы продолжали искать финансирование, и на фестивале «Форма жизни» я познакомилась со студией имени Горького. Именно там мне подсказали идею подать заявку на конкурс «Россия - взгляд в будущее», который проводит ФПРК.


— А в чем заключается социальная значимость этой истории?

Я вижу в виндсерфинге много вдохновения, красоты, силы… И мне хочется двигать его в массы, чтобы больше людей им занимались. Несмотря на то, что виндсерфинг – это олимпийский вид спорта, к сожалению, не так много людей вообще в курсе, что это такое, как это выглядит. Тем более не знают, что он существует на Байкале. Хочется верить, что это получилось, потому что в целом у фильма были зрители, показы, был интерес. Фильм показали по местному иркутскому телеканалу, что очень важно. Я думаю, что это позитивный момент для маленькой станции, ведь для самих ребят это не крупный бизнес, а хобби. Нам очень захотелось поддержать работу нашего героя Дмитрия! Когда-то он выкупил эту станцию, чтобы сохранить виндсерфинг в регионе и дать возможность молодым ребятам тренироваться.

— Анастасия, в чем лично для Вас заключается сила регионального кино и какие основные тренды дока Вы можете выделить?

Работая внутри этого процесса как продюсер, в первую очередь, хочу отметить, что вижу огромное количество талантливых людей, снимающих в регионах. Может быть, им еще не хватает какого-то мастерства, но это очень классные проекты. Фонд делает просто невероятное дело, потому что до него никому не было дела до региональных кинематографистов. Сейчас ФПРК реально помогает региональным ребятам снимать, пробовать, тестировать себя, раскрывать свои таланты.

Если говорить о тенденциях, то люди смотрят на людей, которые рядом с ними. Растет количество этнографических картин, потому что Россия огромная и многообразная. И это потрясающе, что мы можем помочь все эти языки, национальности, истории, колорит вытащить и показать на экране. Как же здорово, что мы просто несем российскую культуру в массы!


— А что сейчас происходит с научно-популярным кино?

Наверно, в целом, идет расцвет документального контента. Этому, безусловно, способствуют платформы, которые в нем заинтересованы как в одном из самых недорогих в производстве продуктов для пополнения своих библиотек. За что им всем глобальное спасибо! Я понимаю, что в целом идет интерес у людей к науке, к ученым, проводятся фестивали и дни научного кино в регионах. То есть люди смотрят, организовывают показы, они заинтересованы.

Но, в процентном соотношении совсем маленький кусочек гигантского пирога кинопроизводства уходит на научно-популярное кино… Огромная часть этого пирога уходит на игровое кино и, к счастью, теперь уже чуть больше, чем несколько лет назад – на документальное.

Если в документальном кино есть какие-то рамки, то от научно-популярного кино зритель ничего не ждет. Здесь границ нет! И, если хочется каких-то экспериментов, то научное кино в этом плане вещь потрясающая. Я рада, что в ФПРК каждый год есть несколько фильмов, которые связаны с научной деятельностью. Например, в конкурсе 2022 года «Россия – взгляд в будущее» очень хорошие результаты показал альманах Владимира Головнева «Опытным путем». Проект завоевал большое количество призов и наград на различных кинофестивалях. Так что, глобально, люди просто хотят смотретьхорошее кино с классной историей.

— Какими Вы видите молодых авторов в документальном кино сегодня?

Молодые авторы мне очень нравятся за их смелость.И классно, когда люди что-то миксуют, возможно, у них сразу не получается, но они пробуют. Например, на BeatFilmFestival молодые ребята показывают абсолютно потрясающие свежие решения, новые образы. У кого-то лучше получается, у кого-то чуть хуже, но это процесс! И в этом много кайфа!

В документальное кино я пришла всего три года назад, но видеопроизводством занимаюсь со школы, а профессионально – уже более 10 лет. Журналистское образование и моя многолетняя карьера в коммерческом секторе дают о себе знать. За это время на моей голове образовалась своего рода коробочка с тем, как надо правильно для ТВ или онлайн площадки. А у молодых ребят шаблонов нет. И в этом я им завидую и ими восхищаюсь!

И сейчас в работе с проектами Фонда я всегда скорее за то: «А что ты хотел сказать? Давай подумаем». Я не могу написать им: «Вот это неправильно, надо переделать». Мы не имеем права говорить им, как и что делать правильно - они и сами все знают! Я скорее обсуждаю: «Я вижу здесь вашу мысль, и давайте подумаем, что можно было бы добавить, чтобы ее точнее донести». Я выступаю за творческое обсуждение и некоторый менторинг в работе над проектами Фонда, потому что у нас талантливые сильные авторы, которыми мы очень гордимся, и мы все выступаем за то, чтобы сделать региональное кино настоящим брендом, которое будут хотеть смотреть по всей России, а однажды и во всем мире.

Беседовала Наталья Тонких.

Фото предоставлены Анастасией Емельяновой.

Подписывайтесь на нас:

Телеграм: https://t.me/fundregion
ВКонтакте: https://vk.com/fundregion