Алексей Алешковский: Нужны герои, которые решают насущные проблемы конкретных регионов, меняясь сами и меняя мир вокруг себя
2022-07-11 09:16
Мастер-класс Алексея Алешковского «Формула истории: что нужно для хорошей заявки на конкурс» прошел 7 июля в рамках образовательного интенсива Лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути».
У кино есть социальная функция, которая заключается в том, чтобы делать страну лучше. Во всяком случае, такая функция есть у кино, которое создается на государственные деньги.
Вы должны понимать, что хотите сказать своей историей. Какой мотивирующий смысл зрители смогут из нее извлечь. На питчинге экспертам будет интересно, почему именно вы рассказываете именно эту историю, – что связывает ваш вымысел и вашу реальную жизнь.
Нас интересуют умные социальные истории, в которых герои сталкиваются с серьезными проблемами и находят силы их преодолеть.
Драматургия – искусство привлечения и удержания зрительского внимания.
Журналисты и психологи – люди, у которых есть профессиональные навыки для овладения профессией сценариста: быстрой обработки информации разных источников, беспристрастной коммуникации, фактчекинга.
Зрителя привлекает харизматичный и противоречивый герой. Если за вашим героем неинтересно наблюдать, если он не вызывает эмоций и неспособен удивлять, кино не будет.
У героя должна быть цель, к которой он должен идти напролом. И энергия, которую он прикладывает для её достижения, – именно она привлекает зрителя.
Конфликт не обязательно должен быть глобальным. Истории необходимы высокие ставки. Но высокая ставка – это то, что значимо для человека в его собственной системе координат. Одному надо спасти мир, а другому – детскую площадку.
Один из главных критериев хорошей истории – изменение героя. И изменение мира истории в целом, потому что кино – это череда событий, меняющих его героев. Чем выше КПД героев, тем увлекательнее история, тем больше ее социальный смысл. Настоящие герои задают конструктивные и мотивирующие модели социального поведения.
Прежде всего ваша история, ее предлагаемые обстоятельства должны задавать условия для изменения вашего героя.
Вы должны хорошо понимать, что заставляет героя действовать. Если от его действий ничего не изменится, ваша история не будет никого цеплять.
Мы должны понимать альтернативу – что случится, если герой не добьётся своей цели. Если ничего плохого не случится, у него не будет мотивации действовать, а у зрителя – смотреть такое кино.
Нас интересуют типичные проблемы регионов, и если вы сделаете историю, которая помогает их решать, у вас высокие шансы на успех. Понятно, что у всех людей и всех регионов России есть общие проблемы, но выделяться на общем фоне будут истории, обращенные к характерным проблемам конкретных регионов и людей, которые в них живут.
Хорошая история начинается задолго до первого кадра. Нас создает наше прошлое. Вы должны очень хорошо представлять, что сделало героя таким, как мы его видим в начале фильма. И каким он станет в финале. И что для этого ему придется преодолеть в себе самом. История развития любого человека – история его борьбы с собственными травмами.
Любая мотивирующая история содержит объединяющие смыслы. Хотите пример? Посмотрите сериал «Тед Лассо».
Два главных героя любой истории – протагонист и антагонист. Антагонист – кривое зеркало героя. Никогда люди не становятся противниками на ровном месте. Но антагонист совершенно не обязан быть врагом. Это человек, который по той или иной причине стоит на пути героя к цели. Если в вашей истории такого человека нет, у вас проблемы.
Очень важный элемент драматургической конструкции – дилемма. Выбор между плохим и очень плохим. Ваша задача – превратить жизнь вашего героя в ад. Если он сам найдет из него выход, история получится.
Одна из распространенных проблем начинающих сценаристов – идеализация героя, происходящая от того, что автор бессознательно ассоциирует с ним самого себя.
Важный инструмент для создания хорошей истории – тайна. Если у героев есть тайны, которым предстоит открыться и все разрушить, большая часть истории уже придумана.
У героя должны быть явная цель (которая к финалу может оказаться ложной) и неосознанная потребность. Они должны конфликтовать, чтобы к финалу герою пришлось сделать тяжелый выбор между одним и другим.
Когда человек платит высокую цену за то, чтобы достичь своей цели или отбросить ее ради более важной, он меняется.
Работа драматурга – манипуляция зрительскими эмоциями.
Уважайте своего зрителя и себя. Пишите только ту историю, на которую сами купили бы билет. Представьте себя у кассы – этот билет может оказаться для вас звездным.
Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, художественный руководитель Лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути», которая до 30 июля 2022 года включительно ведёт приём заявок на бесплатное участие.
Авторы лучших сценариев полнометражного игрового фильма и сериала получат по миллиону рублей. Участие в лаборатории не ограничено возрастными и географическими критериями, уровнем профессиональной подготовки. Главное – история, которая нас захватит, и которая поможет сделать нашу страну лучше.