Интервью

Ислам Сатыров: «Мне бы очень хотелось, чтобы люди в России как можно больше смотрели документальные фильмы. Они правдивее и честнее»

2024-12-20 11:52
Еще в детстве наш герой мастерил свою первую видеокамеру из картонных коробок, изображая оператора, а его самый первый фильм родился из желания запечатлеть самобытный фольклор своего народа.

С ногайским певцом, композитором, режиссером и сценаристом документального кино Исламом Сатыровым мы поговорили о его фильме-победителе конкурса документальных проектов ФПРК «Авдарыс», об удивительном переплетении музыки и кино в его жизни и о том, почему для него так важно искать идеи для будущих проектов, общаясь с самыми простыми людьми.

— Ислам, как Вы узнали о Фонде поддержки регионального кинематографа и почему решили отправить свою заявку на конкурс «Россия – взгляд в будущее»?

Я давно знаком с ребятами из «Мувистарт», мы тесно общаемся, и я подписан на все их социальные сети.Поэтому о конкурсе ФПРК узнал из новостей. Я решил рискнуть и отправил свою заявку.

— И вам повезло!

Очень повезло! У нас же даже и самой идеи на тот момент не было…

— Даже идеи не было еще?!

Да! Вообще документальное кино – это мое давнее увлечение. И здесь я решил действовать. Буквально за один день я перебрал в своей голове идеи, которые можно было накидать. Но потом я вспомнил, что у меня есть хороший знакомый, который занимается возрождением почти забытого национального вида спорта ногайцевавдарыс (традиционная борьба на лошадях, при которой борцы-наездники стараются сбросить противника на землю, причем ни седла, ни стремян у них нет). Вот мы с нашим оператором и решили подать заявку на эту тему. Я связался с нашим будущим героем, вкратце расспросил всю его историю. Вскоре благодаря его рассказу, я написал заявку и подал ее на конкурс «Россия – взгляд в будущее».


— Какие эффектные эпизоды Вам больше всего запомнились во время съемок?

Одним из таких эпизодов стали главные соревнования, которые состоялись благодаря нашему герою. Во время большого праздника в ауле проходили народные гуляния: скачки, развлечения, концерты... Там же было организовано небольшое состязание. И в нашем фильме важное значение имеет эпизод, связанный с этим турниром. Я ведь тоже впервые вживую все это увидел! Само действие от начала до конца, как и в фильме, набирало обороты. Кульминация происходила на моих глазах.

— То есть этот турнир имел свою выстроенную драматургию, да?

Да! Там был невероятный эмоциональный накал… И в тот момент мне было досадно, что я стоял за камерой и не мог отвлечься... Да, конечно же, у нас был оператор, но я на всякий случай тоже снимал какие-то кадры, которые потом очень пригодились.

— Ислам, в Вашей творческой биографии удивительным образом переплелись музыка и кинематограф. Как вообще кино пришло в Вашу жизнь?

Этот вопрос яи сам себе задавал неоднократно. Вообще кино я любил с самого детства, которое выпало на 90-е годы. Помню, что даже играл в оператора: делал камеру из коробок, вставлял внутрь зеркала… И так и ходил с самодельной камерой, изображал, что снимаю.Мы жили в ауле Каясула, на Кавказе. Тогда ведь еще технологии были недоступны, тем более в провинции, поэтому для нас было в диковинку, когда мы видели человека с видеокамерой в руках. Когда мне исполнилось 20 лет, я купил себе маленькую любительскую камеру и снимал какие-то семейные зарисовки для себя. Помню, даже пробовал сам монтировать. Основное мое занятие, как Вы уже упомянули, это музыка, которой я занимаюсь с 5 лет и по сей день.


— Вы же еще и звукорежиссурой занимаетесь, да?

Да, этим я занялся уже после студенчества. И, погрузившись в эту сферу, стал прокачиваться, звукорежиссура меня очень увлекла… Я поехал в Москву, начал сотрудничать с популярными российскими артистами в качестве аранжировщика, писал песни.Через какое-то время я уехал из столицы и начал путешествовать по различным регионам России, также я был и за границей. Именно в тот момент я другими глазами взглянул на собственную страну, сделав немало открытий. Например, я раньше никогда не был на Севере России, не был на Урале… Я повсюду знакомился с новыми людьми, с новыми народами, и вдруг понял, что главное богатство нашей страны и заключается в этом многообразии различных культур и этносов. Во время своего большого путешествия я все это увидел воочию. У меня и в музыке направление очень сильно поменялось. Я же всегда был исполнителем эстрадного направления, так скажем. А в колледже вообще учился на джазовом факультете.

— Вы же саксофонист, правильно я понимаю?

Все верно!Но после моих поездок по стране, я настолько развернулся в музыкальном направлении… Меня стало интересовать все, что связано с этнической тематикой, обрядами и самой культурой народов. Когда я вернулся на родину, в Кавказские Минеральные Воды, организовал с командой единомышленников свою студию, и мы начали записывать песни известным кавказским исполнителям. А потом… Вы помните произошел фотоаппаратный бум? То есть раньше для того, чтобы снять видеоклип, надо было дорогущие видеокамеры иметь. А тут впервые начали снимать на фотоаппараты.Мы тоже тогда стали этим заниматься, пробовали снимать клипы… Таким образом, мы все глубже погружались в сферу видеопроизводства.


— Какой у Вас разносторонний опыт получается во всем…

Я еще пока только начинающий кинематографист, но даже на этом этапе я почувствовал огромное сходство кино с музыкой по темпоритму, по выстраиванию композиции… И,конечно же,мне это очень сильно помогает. Могу смело сказать, что отсутствие кинообразования компенсируется моим музыкальным опытом.

— Ислам, самый первый фильм «Камбак» («Перекати-поле») Вы сняли сами. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

Фильм– это громко сказано, конечно. Я это больше называю экспериментом, но в то же время – это одна из моих любимых работ, несмотря на то, что я к себе очень самокритично отношусь. Да, он сделан «на коленках», но для меня он абсолютно искренний! Тогда у меня не было никаких знаний о драматургии, о том, как снимать кино и монтировать. Все шло изнутри, на каком-то интуитивном уровне… Но мое экспериментальное видео дало очень большой опыт! Во время съемок я многое открыл для себя и в отношении документального кино понял, что самое главное – не мешать истории развиваться, пытаться уловить и сохранить каждую деталь.

— Как интересно получилось… Благодаря Вашей знакомой, которая собирала и записывала древние колыбельные, родилась эта история…

Тогда я вообще влюбился в документальное кино уже как фильммейкер, хотя таковым еще не был. Но на тот момент я уже понял, что очень хочу этим заниматься. Моя знакомая – этнограф и фольклорист. Она ездила в экспедиции, чтобы собрать и записать древние колыбельные. Потом она все это систематизировала и сдавала в качестве учебной работы.

Когда я услышал эти полевые записи с диктофона в плохом качестве, то уговорил её проехать по тем же местам вместе со мной, чтобы я смог снять весь этот национальный фольклор на видео. Ко мне вдруг пришло осознание, что, если сейчас этого не сделаю, то огромный пласт материала останется лишь на полках учебных заведений… К огромному сожалению, многие пожилые носители самобытного фольклора уже покинули этот мир, поэтому надо было успеть снять тех, кто еще жив. Помню, что в первый день наши съемки начались с колыбельной, когда собрались бабушки и показывали, как у них принято пеленать, рассказывали какие-то смысловые вещи. После съемок я даже был в легком состоянии аффекта – настолько глубоко погрузился. И, когда вечером я открыл первый файл с отснятым материалом, то сразу же завис. Именно тогда я и понял, что хочу снимать настоящее кино.


— Ислам, много ли Вы сейчас смотрите документальных картин?

Сейчас, к сожалению, я смотрю меньше,просто потому, что мне не хватает времени. Когда я переехал в Москву и увлекался музыкой,мне абсолютно случайно попался фильм Сергея Дворцевого «В темноте» про слепого пенсионера. Честно скажу, для парня, который вырос в ауле, это было шоком… Я был как будто в трансе, когда смотрел на героя. И меня поразило абсолютное невмешательство автора в эту историю, персонаж вел себя очень естественно. Потом я стал смотреть огромное количество российских и зарубежных документальных картин. У нас ведь по телевизору в 90-е работал только Первый канал, иногда Второй с помехами. Поэтому я понятия не имел, что такое документальное кино. Я думал, что циклы телевизионных передач о каких-то людях – это и есть документалистика. А сейчас я понимаю, что это были просто телевизионные репортажи. Благодаря конкурсу Фонда «Россия – взгляд в будущее» я стал глубже погружаться в мир документального кино.Мне бы очень хотелось, чтобы люди в России как можно больше смотрели документальные фильмы. Они правдивее и честнее. Вы знаете, ведь почерпнуть идею будущей картины можно от обычного человека. Например, от водителя маршрутки я могу узнать намного больше, чем, скажем, от режиссера, потому что его истории будут больше приближены к самой жизни. А жизнь всегда намного более непредсказуема, чем те сюжеты, которые можно придумать.


— Как режиссеру-документалисту найти подход в работе с непрофессиональными актерами на площадке? Вы ведь в своих проектах чаще снимаете именно людей из народа…

Я думаю, что я ничего нового здесь не скажу. Вся работа строится только на доверии. Но для доверительных отношений с героем необходимо время. И мне здесь очень крупно повезло, потому что с героем фильма «Авдарыс» я был давно знаком, и он прекрасно знал, чем я занимаюсь. Соответственно, времени на адаптацию мне не потребовалось.

— Ислам, у Вас есть свой жизненный девиз, который помогает Вам в любых обстоятельствах?

Девиз мне, конечно, сложно четко сформулировать… Могу сказать, что мне очень интересно познавать этот мир. Для меня важно изучать то, что меня окружает, путешествовать, общаясь с простыми людьми. Чаще я нахожусь в компании людей, которые совсем далеки от творчества… Мне интересно быть рядом с ними, а им – со мной. И именно в этом взаимодействии рождаются абсолютно новые внутренние открытия, я начинаю больше понимать, как этот мир вообще устроен.


Беседовала Наталья Тонких.

Подписывайтесь на нас:
Телеграм: https://t.me/fundregion
ВКонтакте: https://vk.com/fundregion