Далеко не каждый режиссер может похвастаться татуировками поклонников с цитатами из собственного фильма. Но наш герой стал исключением из всех возможных правил. И идет по этой жизни своим уникальным путем, имея в запасе два масштабных аэродрома – музыку и кино. Став автором сценария прокатных хитов «Легенда №17» и «СуперБобровы», как режиссер он снял более десятка короткометражных фильмов, а также успешные полнометражные картины «Тряпичный союз» и «Год рождения».
В начале осени Фонд поддержки регионального кинематографа с большим успехом провел открытый практикум по драматургии документального кино, выступив партнером образовательной программы фестиваля «Докер». 7 сентября в кинотеатре «Октябрь» секретами своего мастерства поделился и наш герой.
Знакомьтесь, в гостях у ФПРК кинорежиссер, сценарист, композитор, а в этом году еще и эксперт ежегодного практикума по драматургии Михаил Местецкий.
— Несколько лет назад Вы говорили: «Я мечтаю достичь такого состояния, когда у меня не будет чувства, что я делаю разные дела. Это будет единая творческая деятельность…». Вам это удалось на сегодняшний день?
Я пытаюсь. Но достичь такого просветленного состояния, когда родительские собрания в школе у сына и съемки авторского кино будут каким-то единым гармоничным процессом, - это вряд ли удастся, конечно. Нет, скорее работает вековечная схема: бегаешь по земле, добывая рубль и создавая суету, и лишь изредка куда-то отлетаешь на пять минут в “горние области”, чего-то сочиняешь быстро, и сразу надо назад, уже зовут.
— Над чем Вы сейчас работаете?
Проекта 4 крупных идёт параллельных. Впервые занялся сериалом. Чистой комедией, мокьюментари. Я его не пишу, но являюсь креативным продюсером. И два сценария пишу сам, точнее, с соавторами. Один авторский, для своего кино, а второй - для большого зрительского проекта.
— Какими новостями можете поделиться в музыкальном плане?
Ещё недавно на такой вопрос я мог только тоскливо глядеть в окно. Но вот сейчас как раз всё наоборот. Заканчиваем новый альбом группы «Шкловский», который выпустим до конца года. Сейчас на это уходят все силы, очень люблю эту работу. И ещё никак не выпустим саундтрек к моему фильму «Год рождения», он готовый лежит, всё руки не доходят.
В начале осени Фонд поддержки регионального кинематографа с большим успехом провел открытый практикум по драматургии документального кино, выступив партнером образовательной программы фестиваля «Докер». 7 сентября в кинотеатре «Октябрь» секретами своего мастерства поделился и наш герой.
Знакомьтесь, в гостях у ФПРК кинорежиссер, сценарист, композитор, а в этом году еще и эксперт ежегодного практикума по драматургии Михаил Местецкий.
— Несколько лет назад Вы говорили: «Я мечтаю достичь такого состояния, когда у меня не будет чувства, что я делаю разные дела. Это будет единая творческая деятельность…». Вам это удалось на сегодняшний день?
Я пытаюсь. Но достичь такого просветленного состояния, когда родительские собрания в школе у сына и съемки авторского кино будут каким-то единым гармоничным процессом, - это вряд ли удастся, конечно. Нет, скорее работает вековечная схема: бегаешь по земле, добывая рубль и создавая суету, и лишь изредка куда-то отлетаешь на пять минут в “горние области”, чего-то сочиняешь быстро, и сразу надо назад, уже зовут.
— Над чем Вы сейчас работаете?
Проекта 4 крупных идёт параллельных. Впервые занялся сериалом. Чистой комедией, мокьюментари. Я его не пишу, но являюсь креативным продюсером. И два сценария пишу сам, точнее, с соавторами. Один авторский, для своего кино, а второй - для большого зрительского проекта.
— Какими новостями можете поделиться в музыкальном плане?
Ещё недавно на такой вопрос я мог только тоскливо глядеть в окно. Но вот сейчас как раз всё наоборот. Заканчиваем новый альбом группы «Шкловский», который выпустим до конца года. Сейчас на это уходят все силы, очень люблю эту работу. И ещё никак не выпустим саундтрек к моему фильму «Год рождения», он готовый лежит, всё руки не доходят.
— Михаил, Вы окончили филологический факультет. Расскажите, помогает ли в кино Ваше первое образование?
Во время учебы на филологическом факультете мне посчастливилось познакомиться с такой литературой, которая напрочь отбила дрожь перед кинематографом – страх, что его могут снимать только небожители. У меня навсегда осталось ощущение, что настоящие небожители пишут литературные произведения. А кино делают те, у кого с литературой не сложилось. Я как раз из таких.
— Настоящий художник для Вас - кто он?
Сложно тут не скатиться в банальности. Но самые крутые художники – это люди, которые ухитряются обнаружить какие–то дефициты в этом мире и заполнить их. Я имею в виду, что мир сейчас абсолютно избыточен, всего завались, хочешь - то, хочешь - это. Но есть люди, которые в этом изобилии вдруг чётко чувствуют какую-то острую недостачу: дефицитные слова, мысли, образы, иногда дефицитный способ как-то по-особенному жить. И вот там и рождается настоящее искусство. Но тут скрывается и главная уязвимость художника: сегодня он нашёл дефицит, а завтра этот дефицит торчит из каждого прилавка. И все в недоумении: а что это было-то вообще? В чём было искусство-то? Например, мне всегда нравились художники, ставящие мир на попа, бунтари и психопаты. А сейчас мир настолько встал на попа, что похоже, самый главный дефицит - это мещанство, это фаянсовые слоники на полочке.
— В Вашей жизни были зрительские отклики, которые особенно вдохновили режиссера Михаила Местецкого?
Любой внимательный и исследовательский взгляд на то, что я делаю, меня чрезвычайно вдохновляет и трогает, разумеется. Часто ждёшь этого от критики, но в последнее время я просто обалдеваю, насколько много халтуры в этом жанре. В 90 % случаев в прессе появляется подробный, просто-таки скрупулезный пересказ сюжета, один большой спойлер. И в конце какой-нибудь идеологизированный пассаж. Короче, чушь собачья. Поэтому иной раз гораздо больше обратной связи, когда кто-то сделал татуировку из “Тряпсоюза” или “Года рождения”, и прислал тебе фото. Хотя бы драйв в этом есть.
— Музыка и кинематограф Вам одинаково дороги?
Музыка и кино – это запасные аэродромы для моего комплекса самозванца. Когда чувствую, что в кино у меня полный провал и профнепригодность, я просто вспоминаю: а! Так я же не настоящий режиссер, я забыл, я же музыкант! И иду записывать песни. Через короткое время я сам себе признаюсь: “Ну какой я музыкант? Пойду-ка, напишу что-нибудь”. Так, короткими перебежками, создаётся пародия на ренессансного человека.
— Михаил, на Ваш взгляд, способна ли музыка в каких-то случаях быть сильнее по эмоциональному воздействию на зрителя, чем сама киноистория?
В целом, музыка в кино – это костыли. Настоящее крутое кино, на мой взгляд, должно пользоваться более тонкими средствами. Во всяком случае, я, как зритель, не люблю в фильмах иллюстративную музыку, закадровую, где ничего у нас в кадре не играет и не может играть. Тогда сразу возникает ощущение, что режиссер просто не умеет рассказать свою историю эмоционально и нашпиговывает ее треками-подсказками: вот тут грустите, а тут смейтесь. Он как бы разжевывает, что мне нужно в данный момент чувствовать. Это как смайлик - грустный, если ты пишешь о грустном, веселый, если ты пошутил. Хочется закричать: да пошути ты, чтобы я без смайлика рассмеялся! Дай мне в кино историю, от которой я загрущу без слёзного карандаша или группы Radiohead по фонам. Но при этом - хахаха! - я сам вставляю тонны музыки в своё кино. Сперва это была просто профессиональная слабость, я думаю. Но вот, например, в «Годе рождения» музыка является драматургическим элементом. По большей части она внутрикадровая (то есть, эту музыку исполняют герои фильма). Это всё-таки более легитимное использование музыки в кино. А дальше уже это жанр музыкального фильма, он в принципе на этих костылях построен. В моем новом сериале иллюстративной музыки не будет совсем.
— Как Вы оцениваете уровень документальных работ на сегодняшний день? Есть ли картины, которые произвели на Вас сильное эмоциональное впечатление?
Я признаюсь, что смотрю не так много документального кино как стоило бы. А главное, не держу руку на пульсе: вот это новый док, а вот это уже старый. Например, не так давно большое впечатление произвел фильм «Гаражане». Он про гаражи, это прямо моя тема сейчас, я ж сериал про это снимаю.
Вообще перед документалистами сегодня стоит очень сложная задача. И понятно, что документальному кино в современных реалиях требуется определенная выдержка, чтобы по Достоевскому не «возвращать билет», а всё-таки заниматься своим делом. Так или иначе - пытаться обнажать эту реальность, анализировать её и искать пути для разговора. Я вижу, что многие крутейшие авторы продолжают это в нынешних условиях, и за это я их уважаю.
— Вы как сценарист и режиссер с впечатляющим опытом часто проводите обучающие курсы или лекции для молодого поколения кинематографистов?
Не могу сказать, что часто. Да и опыт свой я бы не преувеличивал. Даю изредка мастер-классы в разных киношколах. Я практик, а у любого практика материала обычно хватает на 1-2 мастер-класса, дальше начинает литься вода и звучать истории о своей бабушке. Для большего объёма надо готовить полноценный лекционный курс, а значит, переходить в другое качество. Именно поэтому я в большое преподавание пока не иду. Может, когда-нибудь возьму курс, но пока нет.
— Что бы Вы пожелали молодым людям, которые не представляют свою жизнь без кинематографа и решили двигаться по этому пути?
На этом пути есть несколько дверей и самая тяжелая из них – актерская. Я очень уважаю актерский труд, считаю многих из артистов просто гениями, но понимаю, насколько зависимая, а временами беспомощная судьба уготована человеку в этой профессии. Инициатива там практически невозможна. В этом смысле сценарист – человек наиболее свободный. Ведь он в любой момент может сам сесть, напрячь мозги, сочинить историю и толкнуть ее к результату. Режиссер тоже во многом зависит от собственных усилий. Поэтому скажу так: идите в сценаристы смело, в режиссуру идите с осторожностью, а в актёрство - только если жить без этого не можете. Вот такой противный совет, ребята.
Беседовала Наталья Тонких.
Фото Марии Козловой, Кинофестиваль "Докер".