Интервью

Филонова Ольга: «Не представляю свою жизнь без документального кино»

Она не представляет свою жизнь без документального кино. На эту дорогу наша героиня шагнула с большим багажом региональных знаний, окончив Историко-Архивный институт. Её первым проводником в мир кино стал известный киновед Андрей Шемякин. О своей любви к доку,его приоритетных темах и направлениях на сегодняшний день, особенностях работы продюсера и члена отборочной комиссии мы пообщались с ведущим продюсером конкурса «Россия – взгляд в будущее» Фонда поддержки регионального кинематографа Ольгой Филоновой.

Ольга, расскажите, пожалуйста, что Вас привело в кино?

— В кино я оказалась случайно и неслучайно. В детстве многие из нас на вопрос, кем ты хочешь стать, когда вырастишь, отвечали - врачом, космонавтом, учителем… Когда ты маленький человек, ты никак не можешь мечтать стать продюсером.И слова такого не знаешь. Когда я окончила институт, у меня появилась возможность работать редактором на ТВ. За время обучения в Историко-Архивном институте у меня накопился большой запас знаний о Москве и Подмосковье, с этим багажом я устроилась на работу редактором к киноведу Андрею Михайловичу Шемякину. На его студии мы делали еженедельную программу «Жемчужина Подмосковья», в которой я проработала два года, выпустив более 100 фильмов.

— Что лично для Вас значил этот опыт?

— Работать было в удовольствие, потому что я была на своем месте, делала то, что люблю и знаю. Мне, так или иначе, пришлось постигать основы кинопроизводства. Я была не просто редактором, а стала работать в кадре, отвечала за производство и постпродакшн. Понимаете, не находясь за партой в киношколе, я вдруг поняла, как устроено кино изнутри, смогла потрогать все своими руками. Таким образом, у меня появилась возможность работать в качестве продюсера на больших документальных картинах Бориса Константиновича Сарахатунова, который отвечал за научно-популярное кино в Советском Союзе. Он был и директором Дальневосточной студии кинохроники, и художественным руководителем ПТО «Летопись», и главным редактором Центральной студии документальных фильмов. Борис Константинович всегда щедро делился своим профессиональным опытом. Вот так я и оказалась в документальном кино. Я же историк по образованию, работала с фактами и жизнью во всех ее проявлениях.

— В производстве каких документальных картин Вы принимали участие в качестве исполнительного продюсера? И какая из них полюбилась Вам больше всего?

— В период работы на киностудии Андрея Шемякина у меня были в основном исторические картины. С Борисом Cарахатуновым и Владимиром Голиковым мы выпустили несколько фильмов про русскую Америку. Когда я начала сотрудничать с компанией «МovieStart» и с большим опытным продюсером Дмитрием Якуниным, мои первые документальные картины были на тему человека и природы. С режиссером Владимиром Мариным выпустили фильм про легендарную моржиху Несейку и про тюленя Крошика, который является символом Санкт-Петербурга. После этого случились две важные картины – «Анатолий Крупнов. Он был…» и «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте»режиссера Дарьи Иванковой. Даша показала, как можно работать со своим героем, чтобы в результате кино получилось честным и искренним. Это история про любовь к героям и кино, конечно. Но в этих проектах было много преодоления: порой напряженной коммуникации с героями, сложной работы с архивами и музыкой. Скажу честно, что лично для меня этот опыт дороже любой теоретической части в киношколе.

— Ольга, мне известно, что Вы не только продюсируете документальные картины, но и отбираете фильмы на различные кинофестивали. Поделитесь впечатлениями, что дает Вам этот опыт?

— Быть отборщиком на кинофестивале – это классно! Я очень дорожу этим опытом. Первая такая возможность предоставилась на кинофестивале «Свидание с Россией». На протяжении многих лет я являлась членом отборочной комиссии фестиваля «Будем жить». На сегодняшний день я отбираю фильмы для «Дней короткометражного кино». Работа по отсмотру – это еще один большой шаг к пониманию документального кино - его тенденций, зрительского и режиссерского запроса. Все отсмотренные фильмы ты способен сложить из маленьких пазлов в большую картину мира. И самое интересное, что эта картина каждый год разная. Например, все, что интересовало людей в 2019 году, сильно отличается от того, на что направлено их внимание в 2024 году. Как отборщик ты становишься обладателем каких-то глобальных знаний, значительно больших, чем зритель, который пришел в кинозал и посмотрел 10 фильмов конкурсной программы. Отборщики же смотрят по 300 фильмов.

— Какие возможности открываются перед отборщиком документальных фильмов?

— В процессе работы он знакомится с новыми режиссерами и героями, новыми регионами. Он начинает чувствовать тренд, который складывается в документальном кино. И еще отборщик является проводником между создателями фильма и зрителями. Для меня очень важно осознавать, что ты можешь осчастливить большое количество людей, ведь отборщик на свой персональный вкус делает выборку проектов. Чтобы выбрать правильные проекты, важно понимать, что происходит в документальном кино и в мире на глобальном уровне.

— Что Вы чувствуете, когда делаете правильные ставки?

— Это для меня радость! Должна сказать, что в этом году в конкурсной программе документального кино ММКФ было два фильма, которые я когда-то отбирала на Питчинг дебютантов. Это картины «И жили они долго и счастливо, или Почему динозавры вымерли» Дарины Умновой и «Нелюбимка» Станислава Сорокина. В такие моменты я чувствую себя очень счастливым человеком, который поверил в проекты, которые только должны были случиться. Это и есть подтверждение того, что ты идешь правильным путем.

— Ольга, каким главным критерием Вы руководствуетесь при отборе документальных лент?

— Это комплекс критериев. Во-первых, это должна быть актуальная и востребованная тема, правильный выбор героя и очевидный конфликт. Дополнительно я всегда очень подробно изучаю биографию и фильмографию самих авторов. Когда ты читаешь заявку, и автор приводит какие-то неизбитые референсы, то понимаешь, что он насмотрен и глубоко погружен в тему. Как отборщика меня это всегда подкупает. Чтобы рассмотреть заявку, у меня уходит немало времени. И, конечно же, при ее изучении, я думаю о себе как о зрителе. Я-то сама пойду в кинозал смотреть это кино? И, если я сама себе отвечаю: «Да, с удовольствием!», - у этого проекта большие шансы. Я считаю, что это честный подход.

— Как Вы пришли в Фонд поддержки регионального кинематографа и стали ведущим продюсером конкурса документального кино «Россия - взгляд в будущее?»

— Моему приходу в ФПРК предшествовала большая работа в Молодежном центре Союза кинематографистов России, которую я начала в 2014 году. Основным проектом, которым я занималась, был Питчинг дебютантов, Молодежный кинофорум. В 2022 году был учрежден Фонд поддержки регионального кинематографа, и так вышло, что первым большим флагманским конкурсом Фонда стал конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее». Я поняла, что как человек, который искренне любит документальное кино, ценит его и хочет им заниматься, я просто не могу пройти мимо. В самом начале этого пути, когда все было непонятно, зыбко и Фонд только собирался по кирпичикам, мне сразу же доверили провести первый конкурс. Это было невероятно сложно и ответственно. Скажу честно, что этот самолет мы точно строили во время полета. Этот опыт был полезен и для дирекции, и для продюсеров, и самое главное для регионов. Мы впервые так близко познакомились с региональными кинематографистами и увидели, как много талантливых людей в регионах нашей страны. Оказывается, региональных кинематографистов не всегда волнуют мейнстримовые темы, они живут своей жизнью, в которой много витальности. Мы им позволили снимать кино про то, что их волнует, и не прогадали. Те темы, которые были нами поддержаны, имеют успех. Их берут различные кинофестивали, телеканалы и платформы. Как будто бы за два года (фильмы были сняты в 2022 году) они не растеряли своей актуальности, а это значит, что они близки к вечным темам.

— Ольга, помимо максимальной вовлеченности продюсера в процесс создания фильма, какие еще функции лежат на Ваших плечах? Расскажите о Ваших успехах на этом пути.

— Наша сильная сторона – это то, что мы вовремя поняли, что на местах режиссеры куда увереннее себя чувствуют, чем столичные, которые приезжают снимать в регион. Региональному кинематографисту изначально дают больший кредит доверия, его много куда пускают, потому что он – свой. Это была очень выигрышная позиция с нашей стороны. Мы, продюсеры, не только максимально вовлечены в процесс создания фильма, но и выполняем образовательную функцию, помогая нашим победителям на всех этапах. Рассказываем, как получить прокатное удостоверение и удостоверение национального фильма, как подписать согласия на съемку с героями, как очистить права на использованную музыку или архивные материалы. Мы все время повышаем их профессиональный уровень. С самого начала создания Фонда нам удалось выстроить теплую дружескую коммуникацию с конкурсантами. И это еще одна наша победа! Мы были рады в числе победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее» 2024 года увидеть фамилии тех, кто прошел этот путь с нами в 2022 году.

— Какие основные тенденции, темы и направления Вы можете выделить в работах конкурсантов?

— Из года в год всегда есть тема маленького человека. Среди героев наших победителей есть и простой русский мужик, и простая русская женщина, которые честно делают свое дело и очень его любят. Это может быть оленевод, учитель музыки, или простой фельдшер, который одновременно работает на три больших села. Конечно, всех интересует культура. Если это национальная республика, и там есть своя культура, она не дает никому покоя, и кинематографисты часто возвращаются к этой теме. Также у нас появилось много тем про новые точки на карте. В первую очередь, это связано с тем, что мы развернули внешний туризм внутрь и как бы оказались в моменте, когда нам хочется узнать больше про свою страну.Еще мы много сил тратим на развитие детского документального кино. Многим кажется, что заставить ребенка смотреть документальное кино невозможно. Но опыт 2022 года показал, что все возможно. Надо просто найти форму короткометражного фильма, которая способна заинтересовать маленького зрителя. Ведь документальный фильм - это еще и способ познания мира. Должна сказать, что сейчас эти фильмы пользуются очень большим спросом – дети их смотрят.

— Ольга, если говорить в целом, каким лично Вы видите российское документальное кино сегодня? И каковы его перспективы?

— На мой взгляд, документальная история всегда сильнее, чем игровая. Она пронзительнее.То, на какой уровень по производству документальных фильмов мы вышли к сегодняшнему дню, дает большую надежду, что документальное кино станет популярным и востребованным. Наша главная задача – приучить зрителя смотреть это кино, любить его и избавиться от стереотипа, что док – это скучно. Если мы будем анализировать, например, «Кинопоиск» с его системой рейтинга, то увидим, что документальное кино пользуется популярностью. Этот тренд очевиден по Netfliх, где создают супер-популярные проекты. К счастью, док смотрят не только люди из индустрии, но и массовый зритель.

— Поделитесь, какие документальные фильмы Вы посмотрели за последнее время? Какие новинки произвели на Вас впечатление как на зрителя?

— Недавно я посмотрела документальный сериал «Бекхем» и стала фанатом Дэвида Бекхема. Мне очень понравилось, как сделан этот сериал. Это как раз тот случай, когда документальный фильм направлен на самого широкого зрителя. Сейчас большой популярностью пользуются сериалы про известных людей – рок-звезд, поп-звезд, футболистов… Такие картины всегда занимают лидирующие позиции по зрительским рейтингам. Недавно я побывала на премьере фильма «GIPSY» Айсель Назарли в рамках BeatFilmFestival.В программе документального кино «Свободная мысль» Московского Международного кинофестиваля я посмотрела вдохновляющий фильм «Четыре маршрута» режиссера Робина Ли о бегунах-марафонцах - картина о том, как глубоко можно рассказать историю бегунов, не наблюдая за ними длительное время.Изначально здесь было несколько героев, которые просто бежали свою дистанцию в течение нескольких дней. И оказалось, что тот, кто изначально не шел за победой, пришел на финиш чемпионом. Эта такая мощная драматургия внутри этих ста километров… Ты проживаешь целую палитру эмоций, когда смотришь этот фильм. Открою секрет, эта картина утвердила мое желание рассказать про наших российских бегунов-любителей.И сейчас я занимаюсь разработкой большого проекта про марафонцев в России. Ведь история простого человека всегда очень мотивирует зрителя и близка ему.

— Чем еще Вы живете помимо своей профессиональной деятельности? Что помогает восстановить силы, чтобы уверенно двигаться дальше по выбранному пути?

— Я бы сказала, что кино для меня больше, чем профессия. Моя жизнь. Я на работе так много времени провожу!Мне бывает просто необходимо заземлиться, чтобы успокоиться и обрести гармонию с собой. Ведь в киноиндустрии нагрузки порой космические… Для снятия напряжения у меня есть йога, которой я занимаюсь на протяжении многих лет. Выбираюсь на природу, конечно, путешествую.Раз в год бегу короткую дистанцию, в этом году уже пробежала и получила свою очередную медальку.