Автор сценария Анастасия Тамило рассказала о возникновении идеи картины, главной героине Юлии Крыгиной, а также поделилась своими впечатлениями и личными открытиями.
- Расскажите, пожалуйста, как зарождался проект «Запретный язык будущего» и почему решили об этом рассказать?
- Наша коллега, Ольга Фефелова, нашла информацию о конкурсе документального кино«Россия – взгляд в будущее» и предложила поучаствовать. Кинематографический опыт у образовательного центра «Языки без границ» был: накануне мы выиграли грант на создание документального фильма-путешествия на русском жестовом языке «По следам Александра Невского». Сценарий написали наш руководитель Сергей Кречетов и режиссер Анна Турчанинова.
Идею снять фильм об истории РЖЯ предложила я, но вдохновили меня глухие и слабослышащие сотрудники «Языков без границ». В центре работают вместе нормотипичные люди и люди с разными видами инвалидности, и это помогает нам обмениваться уникальной информацией о способах взаимодействия, методиках обучения, особенностях культуры разных социальных групп. У слепых и глухих людей есть русский жестовый язык, азбука Брайля, дактиль и даже собственный алфавит.
- Что Вас больше всего поразило, когда Вы пришли работать в организацию?
- Я тележурналист и до того, как пришла работать в организацию, сняла несколько репортажей о «Языках без границ». Многие вещи поразили меня уже тогда. Например, рассказы гида на РЖЯ Николая Ефутина о том, что русский язык для глухого человека – иностранный. Я узнала о таком удивительном явлении, как жестовые имена, которые есть у каждого глухого человека (глухие люди придумывают их сами, обычно это красноречивый жест, связанный с внешностью, характером, или биографией). Но больше всего меня потрясла история о том, что русский жестовый язык – родной язык глухих людей– долгое время был под запретом на их родине.
- Как вы нашли главную героиню Юлию Крыгину?
- Идея фильма обсуждалась на одной из встреч организации – некоторые наши собрания проходят очень мило, в уютных кафе. Мы сидели вместе, пили чай и придумывали кино. История РЖЯ заинтересовала слышащих сотрудников – они вспомнили, что для них самих она когда-то тоже была открытием. Стало очевидно, что большинство людей просто ничего об этом не знает. Наш слабослышащий гид и заместитель руководителя центра Николай Ефутин, который знаком, кажется, со всеми известными глухими людьми страны, сразу предложил в качестве героини учительницу из Тулы Юлию Крыгину. Ведь она первой в России добилась того, чтобы в школе для глухих и слабослышащих детей, в Тульском областном центре образования, ввели урок РЖЯ. Николай познакомил нас с Юлей и стал нашим проводником в мир глухих.
- Какой это мир – мир глухих?
- Это мир самодостаточный и, как правило, закрытый для слышащих людей. Признаюсь, чудесным для всей съëмочной группы и наших героев был момент, когда мы стали одной киносемьей: радостной и печальной, невыспавшейся и воодушевленной, отзывчивой и немного нервной, доверительной и любящей.
- С чего начался первый съёмочный день?
- С сюрприза. Дело в том, что поисками места для съёмки иллюстрации к стихотворению Пушкина, прописанному в сценарии, режиссёр Анна Турчанинова и помощник режиссëра Алина Балаева озадачились ещё до поездки в Тулу. Каким-то волшебным образом (через интернет) мы обнаружили в городе «дуб зелёный». Это был реальный старый дуб, под которым «живут» Кот, Русалка и другие герои пушкинского «Лукоморья», созданные местным скульптором. Мы с упоением обсуждаем это случайное совпадение со сценарием, которое оказалось по-настоящему счастливым знаком, ведь стих играет важную роль в фильме.
- Расскажите, как вы нашли контакт с главной героиней и её близкими? Ведь мир глухих особенный…
- Отец, мать, сестра, бабушка и племянницы Юлии – глухие люди. Вся надежда была на нашего гида Николая Ефутина. По дороге мы обсуждали, что мир глухих, как правило, закрыт для слышащих людей, поэтому важно, чтобы Коля стал нашим «мостом». Всё так и случилось. После чаепития с тортом, бабушка Юли тепло обнимала нашего продюсера Сергея Кречетова, её папа жал руки всей съёмочной команде, а мама торжественно обещала сценаристу доставить к съёмке дартс. Бабушка оказалась чемпионкой по дартсу!
- С какими сложностями вам пришлось столкнуться в процессе съёмок?
- Только сейчас мы до конца осознали сложность задач, которые сами же перед собой поставили. Мы отказались от закадровых текстов, чтобы историю языка глухих людей рассказали они сами, а в качестве героев пригласили людей, говорящих на русском жестовом языке.
Все интервью мы вначале записываем вслепую, ведь ни режиссёр, ни сценарист жестовым языком не владеют. Потом мы отсматриваем каждый эпизод интервью вместе с переводчиком, записывая текст на диктофон. В какой-то момент выяснилось, что герой не сказал очень важную для содержания фильма вещь, и нам пришлось переписывать ответ заново, потому что вся логика фильма строится на жестовой речи наших спикеров. Таким образом, одно небольшое интервью можно снимать полтора часа. Самое интересное, что у всех членов съёмочной группы появилось желание срочно выучить русский жестовый язык.
- Героиня так вдохновила всех?
- Юля Крыгина–молодая учительница РЖЯ, но уже с многочисленными победами в профессиональных конкурсах за плечами и роскошным тату на всю руку, в виде стрекозы. Почему стрекоза? Это пока тайна. Когда ты видишь, что в героиню, любовью к которой и к РЖЯ хотел поделиться сценарист, влюбляются все члены инклюзивной кинокоманды из Москвы, Питера, Калуги и Тулы, а потом и бывалые телевизионщики ВГТРК, приехавшие снимать сюжет о фильме и о героине, любовь к русскому жестовому языку распространяется с бешеной скоростью. Здесь уже стираются границы между мирами глухих и слышащих. После интервью с нашей съёмочной группой и Юлей корреспондентка из тульских «Вестей» тоже начала учить РЖЯ прямо на съёмочной площадке. Это была самая утопическая сверхзадача проекта, о которой можно было только мечтать. Если после просмотра нашего фильма такое случится хотя бы с несколькими людьми,- утопия наша станет былью.
- Ученики Областного центра образования Тулы, где проходили съёмки, интересовались процессом?
- Ученики, особенно мальчики, проявляли живейший интерес к технике. Выяснилось, что наши операторы Михаил Агафонов и Илья Давыдов обладают ещё и недюжинными педагогическими способностями. Ученики получили краткий ликбез на тему «где у неё кнопка». Подержать камеру смогли все желающие (в классе всего-то шестеро детей). Таким образом, детское доверие было завоёвано, и мы стали друзьями. Камера запечатлела не утомленных дублями школьников, а раскованных и обаятельных коллег по съёмочному процессу с горящими глазами.
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о съёмках фильма.
- Мы спали по четыре часа в сутки на протяжении пяти дней, потому что боялись не успеть снять всё задуманное. Всё это время вместо прогнозируемых дождей светило ослепительное солнце.
Прощание с Юлей и её семьей получилось очень трогательным. Несколько раз за съёмочный день мы обнимались и плакали. Особенно радостно всплакнулось сценаристу и режиссёру, когда наша героиня, хлюпая носом, сказала, что от некоторых эпизодов нашего сценария у неё глаза на мокром месте.
Спасибо за четыре сумасшедших дня, наполненных смыслом и новым пониманием себя инклюзивной кинокоманде из Питера, Москвы, Калуги и Тулы. А также выражаем благодарность Фонду поддержки регионального кинематографа, русскому жестовому языку и, конечно же, любимой нашей героине Юлии Крыгиной– школьной учительнице с роскошным тату и слышащим сердцем – огромным и горячим.
Беседовала Наталья Тонких.
Фото: Алексей Сивков.