Неожиданно сложной стала задача найти участников. Встречи и беседы с виноградарями, учёными, агрономами и предпринимателями не давали «нужного ракурса этой большой исторической темы». Своих героев авторы фильма встретили в Цимлянске – столице донского виноградарства и виноделия. «Здесь нас ожидала большая творческая удача – мы познакомились с людьми, которые вернулись к старинным казачьим аграрным практикам. Они раскрыли нам смысл и значение исконных традиций, помогли понять, какие удивительные перспективы могут открыться для всех, кто намерен посвятить себя благородной миссии – возделыванию виноградной лозы в долине овеянного преданиями и легендами Дона», – рассказал режиссер.
Территория экспедиций была обширной, съёмочной группе предстояло поработать в местах традиционного донского виноградарства и буквально по кадрам собрать полотно будущего фильма. Съёмки потребовали множества коротких поездок и двух продолжительных киноэкспедиций. Они проходили в Ростовской области: в городах, станицах и хуторах правобережья Дона. Первая экспедиция была проведена в конце весны – начале лета, вторая – осенью. «Мы долго ожидали готовность «натуры» и времени, когда вызреет знаменитый автохтонный донской виноград – главный герой нашего фильма», – отметил Михаил Чумак.
По его словам, съёмки были хорошо спланированы и подготовлены: «Были понятны задачи, которые мы поставили перед собой. Конечно, многое оказалось во власти случая и обстоятельств. Нам приходилось подолгу ожидать и нужных людей, и хорошей погоды. В период работы над фильмом ушёл из жизни один из наших главных героев - Николай Петрович Лукьянов. Интервью этого большого энтузиаста казачьего виноградарства стало последним. Его слова звучат в фильме, как духовное завещание и напутствие».
Режиссер отметил, что съёмки фильма – это настоящее приключение.
«Об этом знают все, кто работает в кино. Для нашей работы было необходимо найти одичавшие кусты донского винограда, которые в фильме являются важным символом. Потомки казаков знают места, где такой виноград растёт и самым тщательным образом оберегают их, не показывают чужакам и случайным людям. Для получения этих кадров мы были вынуждены предпринять целую операцию. Только с пятой попытки нам удалось снять подернутые осенними красками лозы дикого Красностопа Золотовского. Такое особенное имя носит старинный сорт казачьего винограда», –продолжил Чумак.
Он подчеркнул, что для авторов проекта «Казачья каша» «важно осознавать, что работа принесет известную пользу людям».
«Надеюсь, что все, кто посвятил себя документальному кинематографу, согласятся со мной. Каждый фильм – это ансамбль, в котором звучат ноты открытий, волнений и часто сомнений. Очень важно понимать, что наша работа принесет пользу и тем, кто ищет счастья, возделывая древнюю донскую лозу, и тем, кто стремится узнать о нашем мире что-то сокровенное, непреходящее, имеющее безусловную ценность», – поделился режиссер фильма.
Напомним, что проект «Казачья каша» – победитель конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.
Фото – компания «Атлас медиа»