Интервью

Романа Киршак: «Важно включить в своей голове тумблер творческого мышления»

2024-12-09 17:02
Если в человеке родилась мечта и есть огромное желание её осуществить вопреки всему, он сделает все возможное и невозможное. И главное на этом пути, оказаться в среде своих единомышленников, обрести свободу и полет души… Для нашей героини этот пазл успешно сложился. В своем интервью она рассказала о своей альма-матер, новом документальном проекте и его удивительном герое, а также поделилась подборкой любимых фильмов мирового кинематографа.

Знакомьтесь, режиссер документального кино, сценарист, лауреат конкурса документальных проектов «Россия – взгляд в будущее» Романа Киршак.

— Романа, как Вы пришли в мир документалистики? C чего начинался Ваш творческий путь?

Режиссером я мечтала стать с детства, но признаться в этом мне было немного странно… Я родом из Саратова, и в подростковом возрасте я думала, что в моем городе вообще нет режиссеров. Поэтому и приняла решение найти смежную профессию по отношению к кино, и поступила на журналистику. Но уже на 1-м курсе я четко поняла, что не буду двигаться дальше в этой профессии. Все эти годы я продолжала грезить кино и, повзрослев, поняла, что надо увереннее идти к своей мечте. На этом пути мне очень помогла парижская киношкола ESRA, в которую я поступила и обрела единомышленников. Здесь мне было абсолютно комфортно, ведь я оказалась в кругу таких же «странных» людей, которые мечтают снимать кино. А в Саратове такое желание воспринималось, скорее, как шутка. Во время обучения в Париже весь наш курс каждый день придумывал какие-то сумасшедшие истории. В киношколе я научилась не ограничивать свои идеи, полет мысли…Ведь так и рождается искусство! Важно включить в своей голове тумблер творческого мышления. До Франции я даже боялась думать в эту сторону, боялась воплощать в жизнь какие-то идеи, искать команду. После первого года обучения я уже начала работать в видеопродакшне. Когда я приехала на родину навестить своих родных, в Париж мне вернуться уже не удалось – вмешалась пандемия… Я всегда была убеждена, что буду снимать только игровые проекты, но, приехав сюда, я нашла московский продакшн, который занимался производством документальных фильмов. И меня это так увлекло, что в скором времени я сняла свой первый док.

Хочу отметить, что мое обучение на факультете журналистики в Саратове не прошло бесследно…У меня появился и кругозор, и умение выстраивать грамотную коммуникацию с людьми на площадке. Кино – это всегда командная работа, поэтому журналистика меня очень многому научила.

— Каким Вы видите сегодня российский док и его авторов?

Сейчас я вижу очень много молодых смелых авторов, которые не боятся экспериментировать с формами, не боятся брать неоднозначных героев. Они откровенно рассказывают о себе и снимают фильмы про себя. На мой взгляд, российское документальное кино еще находится в поиске.

— Как Вы узнали о Фонде поддержки регионального кинематографа?

О Фонде я узнала благодаря Татьяне Викторовне Зориной – продюсеру и директору фестиваля «Саратовские страдания».Для Саратова этот фестиваль - уникальная возможность посмотреть док со всего мира. Татьяна Викторовна пришла ко мне сразу и со сценарием моего будущего фильма, и с представлением Фонда.Именно от неё я узнала о возможности подать заявку на конкурс документальных проектов ФПРК.Вообще среди грантов я – новичок.


— Расскажите о Вашем фильме-победителе конкурса Фонда «Россия – взгляд в будущее».

Мой фильм называется «Мост». Герой был выбран раньше, чем я приступила к этому проекту – его зовут Борис. И я считаю это большой удачей, потому что режиссер обычно находится в постоянном поиске своего героя. Я прочитала сценарий, который мне показала Татьяна Зорина, познакомилась с Борей, немного переписала историю. И мы подали заявку.

Наш фильм о молодом человеке, который живет в селе Невежкино Саратовской области. Жители этого села ежегодно отмечают день затопления единственного моста, который связывает их с Большой землёй. Во время половодья мост затапливает, и Невежкино становится отрезанным от всего остального мира. В этот период добраться до села и обратно возможно только благодаря лодочной переправе.

— Где родился и вырос Ваш герой?

Борис родом из Саратова, но после окончания семинарии он переехал в это село, в дом своих бабушки и дедушки. Удивительно, что городской парень решил полностью изменить образ жизни и променять большой город с огромным количеством возможностей на маленькое село с постоянно затопленным мостом. Но для него это был осознанный выбор. Борис здесь себя нашел и сейчас пишет летопись этого села. Вообще вся эта атмосфера напоминает мне сказочных героев.

— Невероятная история… А кем работает Борис в Невежкино?

Там есть и Дом культуры, и библиотека, и храм… Борис при Доме культуры работает методистом: собирает пословицы, поговорки, обряды. Он полностью погружен в историю этого места. И для меня это удивительный пример того, как место можно полюбить просто так.

— Это, конечно, уникальный случай для молодого человека в современном мире…

Мой герой словно из другого времени, у него даже образ такой… И сам про себя Борис говорит, что родился не в свое время. Общается он только со взрослыми людьми. Но и его ровесников, конечно, там практически нет.

Мой фильм – это несколько дней из жизни героя, знакомство с его односельчанами, его работа. Борис еще и церковные службы организует, у него есть приход (только сана нет). И для меня стало открытием, что молодой человек, который приехал из большого города, решил вдруг стать летописцем этого села.

— Что Вы почувствовали, когда приехали в этот совершенно особенный и загадочный мир?

Когда мы там оказались, ощутили себя в каком-то безвременье… Не ловит мобильная связь, переправа работает только в определенные часы. 4 дня экспедиции показались нам целым месяцем пребывания там… В таких условиях время идет очень медленно. И меня поразили сами жители Невежкино, которые встретили нас как родных людей. Обстановка была невероятно теплая, какая-то семейная даже…

— Вы впервые оказались в далеком селе?

Да, я вообще была первый раз в своей жизни в деревенской атмосфере. У меня не было такой возможности, так сложились обстоятельства. И знаете, здесь я услышала звук полной тишины, словно находилась на отдельном материке… И в такой атмосфере у меня было больше шансов сблизиться с героем.

— Романа, каким главным качеством должен обладать режиссер-документалист?

Думаю, что это зависит от того, какой фильм он снимает… Иногда важно не вмешиваться. Ты можешь существовать где-то рядом с оператором и не трогать эту хрупкую реальность, чтобы ее не разрушить. Я люблю смесь игрового кино с документальным, когда есть художественные и игровые моменты. В своем фильме я пыталась использовать не очевидные постановочные вставки, которые позволяют мне сделать фильм таким, каким я хочу. И здесь я не могла себе позволить быть просто сторонним наблюдателем. Ведь самое главное, когда герой начинает относиться к тебе как к другу, который может поделиться чем-то сокровенным. Режиссер всегда должен понимать, как взаимодействовать со своими героями и найти ключик к каждому из них. Также режиссер-документалист должен смотреть огромное количество фильмов абсолютно разных жанров – это расширяет его кругозор.

— Романа, поделитесь подборкой своих любимых кинофильмов.

Мне очень нравится фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Когда я училась в киношколе, у нас были предметы, где надо было приносить разборы мизансцен... И я приносила именно этот фильм, который произвел большое впечатление на моих иностранных однокурсников. Конечно, они не были в контексте этой истории… Но, когда ты начинаешь объяснять все покадрово, они начинают понимать масштаб этого кино.

Из последних картин мне понравился комедийно-драматический фильм «Анора» Шона Бейкера с Юрой Борисовым в главных ролях. Из зарубежной классики очень люблю фильмы «Английский пациент» и «Гибель богов» - мне всегда интересно смотреть личные истории на фоне глобальных мировых событий. Еще мне очень импонирует канадский режиссер Ксавье Долан. Он выстраивает очень близкое взаимодействие со своими героями. Для игрового кино это большая редкость и особый режиссерский дар. Ну и, конечно, очень люблю фильм «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи– ведь он про любовь, кино и Париж.

Беседовала Наталья Тонких.

Подписывайтесь на нас:

Телеграм: https://t.me/fundregion
ВКонтакте: https://vk.com/fundregion