Документальный альманах «Театры Челябинска» рассказывает о четырех театрах города и их режиссерах. Проект фильма стал лауреатом грантового конкурса ФПРК «Россия — взгляд в будущее 2024».
Съемочная группа проекта – участники мастерской Сергея Мирошниченко из Челябинской области – Наталья Бабкина, Елизавета Березняк, Алиса Соколова и Алексей Юргайтис.
Благодаря молодым режиссерам, Челябинск раскроется как город, который знаменит не только своими предприятиями, хоккейными командами и метеоритом, но и театрами. Документальный альманах расскажет о режиссерах четырех театров города, об их повседневной творческой жизни и общении со своими зрителями по душам.
«Театральная жизнь в Челябинске всегда была активной, драматургия – яркой и необычной, здесь работали выдающиеся режиссеры, актеры, талантливые театральные художники. Я сам из Челябинска, и мне давно хотелось, чтобы появилась группа кинематографистов, которая расскажет о нашем регионе и его людях. Поэтому я активно поддерживаю работу над документальным альманахом», – рассказывает художественный руководитель Сергей Мирошниченко.
Фильм состоит из четырех новелл о четырех челябинских театрах.
Новелла «Челябинский театр современного танца» (режиссер – Елизавета Березняк)
Новелла рассказывает про художественного руководителя Ольгу Пона и артистов театра – что помогает им творить и что их вдохновляет. На протяжении всего фильма сквозной линией показаны их жизни не только на сцене, но и вне её. Особое место в новелле отведено зрителям театра – их трогательные отзывы будут звучать за кадром во время выступления артистов.
Новелла рассказывает о разных поколениях Театра Манекен – основателе и руководителе театра Анатолии Морозове и о режиссере Игоре Бармасове.
Анатолий Морозов рассказывает, как пришла первая мысль о «Манекене», как он создавал театр,говорит о студийцах, которые его окружали в те времена. Мы также видим Игоря Бармасова во время разбора с актерами пьесы по его книге «Наследники Станиславского. Техника Сэнфорда Мейснера», он объясняет актёрам суть техники, помогает сконцентрироваться. В перерывах режиссер рассказывает о пьесе, через личные истории.
«На примере двух ярких режиссеров я исследую разницу подходов к театральному искусству манекеновцев прошлого и настоящего. За время съемок я поняла, что связывает эти поколения. Это – любовь к своему делу и самоотдача. Именно это помогает театру жить и развиваться дальше», - рассказывает режиссер новеллы Алиса Соколова.
Новелла «Новый художественный театр» (режиссер – Алексей Юргайтис)
Новелла рассказывает о художественном руководителе НХТ Евгении Гельфонде. Евгений Михайлович – приверженец классического русского театра переживаний, в котором его интересует сам человек и его душа. Театр НХТ – это театр‑семья, и он старается сделать так, чтобы зрители почувствовали это – через обстановку, камерность, репертуар и актерскую игру.
В его театре пользуется популярностью спектакль «Бесы» по роману Ф.М.Достоевского, поставленный в 2009 году. Это сценические опыты, реализованные самим Гельфондом, проводятся в трех частях и длятся весь день, в течение 8 часов с перерывами. Несмотря на то, что все спектакли, по словам Евгения Михайловича, имеют свойство себя изживать, этот спектакль не утрачивает своей популярности.
Новелла рассказывает о главном режиссере театра Иване Миневцеве. До театра Иван ставил ледовые шоу, открытия олимпиад по бойцовским искусствам и другие шоу. Этот вид деятельности ему быстро надоел, так как он не мог проявить свой потенциал художника. Однако некоторые элементы шоу он перенес в театр, что осовременивает его постановки. Например, в его постановках он часто обращается к решению, когда на сцену производится видеоряд.
«В своей новелле я рассказываю, что помимо построения репертуара и спектаклей в Челябинском молодежном театре, Иван Миневцев также путешествует по всей России и ставит спектакли в других городах. В этом году он ставит спектакль в моем родном городе Сатка в Челябинской области. В моей новелле я задаюсь вопросом, что в постоянной текучести времени и переменчивости остается главным и что вкладывает театр в каждого из нас», - рассказывает режиссер новеллы Наталья Бабкина.