Интервью

Карина Авдали: «Юристу важно простым языком, понимая проблему, предлагать ее решение»

Героиня нашей беседы знает все о мире интеллектуальной собственности в России. Посмотрев в детстве один из американских сериалов, она прониклась симпатией к адвокату и сразу же определила свою будущую профессию. Она всегда находит общий язык с миром кино и счастлива, что работает в команде Фонда поддержки регионального кинематографа.

Знакомьтесь – основатель и руководитель компании Shatters, главный юрист конкурса «Россия – взгляд в будущее» Карина Авдали.

— Карина, почему изначально Вы выбрали для себя профессию юриста? В какой момент у Вас возник интерес к этой сфере деятельности?

Со мной это произошло еще в раннем детстве. Я смотрела фильм, где мне понравился адвокат, и я загорелась. Мне невероятно повезло! Мой первый опыт в этой сфере случился сразу же в мире интеллектуальной собственности. Все началось с работы на музыкальном телеканале, и именно в тот момент я окончательно определилась, что останусь в этой профессии. Возможно, если бы это была какая-то другая юридическая сфера, то, наверное, я бы из нее уже ушла. А мир интеллектуальной собственности очень многогранный и интересный. И самое главное, что это относительно новая отрасль, которая продолжает развиваться. А мы, в свою очередь, своими решениями формируем практику интеллектуальной собственности в России и не стоим на месте.

— А сколько лет такая практика уже существует?

Закон об авторском праве и смежных правах существовал еще со времен Советского Союза и в России короткий период тоже был. Но в 2008 году вступила в силу новая 4-я часть Гражданского кодекса, отменившая все старые законы сферы. Она установила новые правила, термины и способы регулирования. 16 лет для законодательной базы – это совсем немного.

— Как вообще подружиться кинематографисту с юристом?

В любых отношениях важен баланс, и каждая сторона должна вкладываться. Но в отношениях кинематографиста с юристом все наоборот: здесь юрист должен разговаривать с творческим человеком на его языке, а не на юридическом. Юристу важно простым языком, понимая проблему, предлагать ее решение. Этим несложным лайфхаком пользуются все сотрудники моей компании и успешно ведут деятельность с кинематографистами совершенно разного уровня, направлений и креативных профессий. Мы со всеми находим общий язык.


— Вы оказываете юридическую поддержку с фокусом на авторское право, верно?

Даже не столько на авторское право, сколько на интеллектуальную собственность в креативных индустриях. Основное направление для нас – это игровое и документальное кино от зарождения идеи до показа проектов на платформах. Конечно же, у нас есть и музыкальное направление, мы сопровождаем крупные российские и международные event-мероприятия, рекламные агентства, pr-компании – все, что связано с творчеством – это наше. Но также мы знаем работу любого бизнеса, который работает с креативом.

— В какие ловушки чаще всего попадают режиссеры, сценаристы? Что им нужно знать, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность?

Основная ловушка – это незнание, какие договоры они подписывают, отсутствие достаточного опыта, чтобы защитить свои интересы и выбить условия получше. Часто они передают свои права, не получив гарантии, что им заплатят, или отдают свой проект продюсеру, а он потом им не занимается. Также ловушек много и на стороне продюсера, когда он с ними работает. Мы всегда находим какой-то баланс интересов для всех сторон, чтобы определенный проект был завершен в срок и имел успех.

— Какие особенности с юридической точки зрения есть между игровым и документальным кино?

В доке снимаются не актеры, а реальные люди. Это непридуманные истории, и к ним нужно очень бережно относиться. Тонкости с юридической стороны небольшие. Есть техническая разница, потому что документальные проекты обычно не такие масштабные в отличие от художественных. У них короче срок производства, меньше съемочных дней, задействована небольшая группа.

— Какую роль сейчас играет ФПРК для региональных кинематографистов? И насколько важно было само появление такой организации в мире документального кино?

Я счастлива, что моя дорожка привела меня в Фонд. Это совсем молодая организация, но она уже играет очень важную роль в документальном кино регионов и имеет вес в этой области. Регионы нужно поддерживать информационно, им важно помогать отбирать идеи, которые максимально красочно раскроют для всей нашей большой страны их колорит, особенности, переживания и интегрируют их в глобальную Россию. Продюсерский состав ФПРК – это золото! Здесь работают замечательные люди. Надеюсь, что все проекты Фонда будут развиваться дальше, расширять масштабы и все большее количество кинематографистов будут входить в нашу «секту».


— Как Вы попали в команду Фонда?

Я очень давно знакома и работаю с генеральным директором продюсерского центра ФПРК Дмитрием Якуниным. В начале прошлого года он меня привел на проект «Россия – взгляд в будущее» в качестве юриста, который смог бы справиться с этой задачей. Я с удовольствием схватилась за эту возможность. В 2023 году моя команда сопровождала «Дни короткометражного кино» от ФПРК, а также мы занимались еще одним проектом Фонда - лабораторией «Формула пути». Очень хочется взять в дальнейшем и форум «Новый вектор», и образовательное направление. Мне очень нравится работать в команде Фонда. Вместе со мной работают еще два сотрудника, и каждым конкурсом «Россия – взгляд в будущее» (эти проекты всегда очень масштабные и насыщенные по количеству задач и динамике) занимается свой отдельный юрист. Мои юристы, конечно, не новички в этой области, но до сих пор их впечатляют какие-то кейсы региональных кинематографистов. На мой взгляд, это очень классное взаимовыгодное сотрудничество.

— Карина, хватает ли у Вас времени еще на какие-то любимые дела и занятия в жизни, помимо основной деятельности?

Я всегда стараюсь вовремя брать отпуск, потому что перегруз дает о себе знать… Люблю слушать аудиокниги. И я очень хорошо воспринимаю именно художественную литературу, люблю русские классические произведения, хотя и современную тоже читаю. Сейчас я читаю книгу лауреата Нобелевской премии по литературе этого года южнокорейской писательницы Хан Ган.

Вообще столица всегда богата своими культурными событиями. Я и на иммерсивные спектакли люблю ходить. А когда эти спектакли стилизуют в исторических зданиях Москвы, это производит сильное впечатление.

Беседовала Наталья Тонких.

Подписывайтесь на нас:

Телеграм: https://t.me/fundregion
ВКонтакте: https://vk.com/fundregion