Новости

Победители конкурса «Россия – взгляд в будущее» приняли участие в Практикуме по драматургии документального кино

Фото: Анастасия Ломакина

40 победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее», проводимого Союзом кинематографистов Российской Федерации и Фондом поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России, приняли участие в Практикуме по драматургии документального кино, который прошел в онлайн-формате с 15 ноября по 15 декабря. Режиссёры из 25 регионов России получили возможность обсудить свои проекты вместе с профессионалами киноиндустрии и построить план дальнейшей работы над фильмами.

Кураторами практикума в этом году выступили:

- режиссёр, продюсер, сценарист и педагог Сергей Мирошниченко
- режиссёр, продюсер, генеральный директор «Пермкино» Павел Печенкин
- киновед и продюсер Андрей Апостолов
- режиссёр, шоураннер и продюсер Андрей Ананин
- режиссёр Юлия Бобкова
- режиссёр, продюсер, сценарист Владимир Головнев
- режиссёр и сценарист Дарья Иванкова

Все приглашенные на Практикум проекты отличаются большим тематическим диапазоном и широким охватом регионов. Создаваемые фильмы ФПРК - это авторские высказывания творческих команд из разных регионов России на темы, волнующие как самих создателей, так и зрителей в кинозалах. Режиссеры поднимают вопросы экологии, сохранения самобытной культуры малых народов, развития традиционных ремесел, инноваций и науки, спортивных достижений, охраны памятников и многие другие. В центре внимания всегда остаются яркие герои, живые темы и новые точки на карте страны.

Практикум стал для всех живой рабочей площадкой, на которой творческий коллектив каждого проекта смог соотнести собственное видение фильма с рекомендациями опытных экспертов.

По завершению практикума нам удалось пообщаться с его кураторами, а также с некоторыми участниками. Выдающийся документалист Сергей Мирошниченко определил ценность того, что фонд не только дает возможность региональным режиссёром воплощать в жизнь свои творческие замыслы, но и заботится о художественном качестве проектов, организовывая подобные форматы экспертных сессий: «Я считаю, что данная программа практикума – это эффективный способ мониторинга того, что делают кинематографисты. Это увеличивает ответственность людей, которые делают кино. ФПРК становится некими редакторами, которым важен результат. Здесь же возникает контакт с автором и попытка выяснить то, насколько фильм будет хорошим. Взгляд со стороны важен автору, в связи с отсутствием студий, художественных советов – это очень полезная вещь.

Авторы в моем случае уже были опытные кинематографисты, не дебютанты, с бэкграундом. Данный практикум позволил им отстраниться от штампов, к которым они привыкли. Ты пытаешься их перенести на другой художественный уровень осмысления материала. Важно это делать аккуратно, не обидев автора. Куратор должен предлагать некие уточнения в драматургии, разные способы визуального решения и изложения материала».

Узнать мнение мэтра документального кино посчастливилось режиссёру фильма «Харама (жители святых мест)» Дмитрию Давыдову, лауреату кинофестиваля «Кинотавр» за игровой фильм «Пугало»: «Благодарен Сергею Валентиновичу за консультацию, на которой он предложил мне интересные идеи. Разговор у нас случился живой, продуктивный, мне важно было получить мнение о проекте со стороны». «Харама» – это фильм о священном для Якутии месте – Харама Хайата и о живущих там людях, которые пытаются сохранить наследие предков, свою культуру и через легенды и устное народное творчество хотят привить любовь и трепетное отношение к уникальной якутской культуре.

В кино для автора крайне важны его жизненный и творческий опыт и умение работать в команде. И какой бы это ни был огромный опыт, на подготовительном этапе работы над фильм очень полезным может оказаться взгляд со стороны и возможность выслушать мнение опытных кинематографистов. О значимости подобной практики рассказала режиссёр и шоураннер Андрей Ананин: «Любой замысел требует проверки. Так нам удается стать более точным в своем творчестве. Поэтому когда есть возможность поделиться замыслом, вместе рассмотреть историю с разных сторон – это огромный плюс для результата. Причем, это взаимовыгодный обмен. Есть ощущение, что я подчерпнул даже больше, чем дал, так как это позволило выйти за пределы собственных мыслей. Более того, всегда интересно посмотреть на мир через взгляд другого автора. То, на что я обращал внимание практически во всех работах – это понимание истории, которую хочет рассказать автор, а именно конфликты, сверхзадачу, возможный сюжет.

В тех проектах, что достались мне, я заметил общий лейтмотив поиска собственного «я» и места в координатах мира. Где-то более явно, где-то менее, но везде, так или иначе, это присутствовало. А движется документальное кино, надеюсь, к свету. Света сейчас очень не хватает».

Одним из проектов, которые курировал Андрей Ананин, стал фильм Дарьи Агиенко с поэтичным названием «Плач Тынрына». Режиссёр согласилась с тем, что подобные формат способствует улучшению качества работы над фильмом, помогают избежать ряда ошибок: «Вдумчивый разговор с человеком извне, не связанным с твоим проектом, всегда помогает точнее настроить внутреннюю оптику, отыскать дополнительные смыслы в герое и в выбранной теме, рассмотреть суть проекта с иной стороны, попытаться сделать его более выпуклым и объемным. Определенно практикум и консультации были полезны, зарядили уверенностью, которой, надеюсь, хватит на весь съёмочный период, который часто полон сомнений». Фильм Дарьи представит зрителям историю нивхи Зои. Представительница уникального этноса живёт в маленьком посёлке городского типа на севере Сахалина. Зоя любит русский рок, снегоходы и рыбалку и не знает родного языка.

Сейчас все чаще говорят о регионах, как о неисчерпаемом источнике нетривиальных историй и аутентичных локаций. Зачастую сама природа и лаконичный быт, за которым стоит вековое культурное наследие, и создают архитектонику будущего фильма. О региональном кино-потенциале и своих ощущениях от практикума высказалась режиссёр и сценарист Дарья Иванкова: «По своей группе могу сказать, что практикум был эффективным. Режиссеры все из регионов, без профессионального кинематографического образования. В процессе работы мы искали «движок», который запускает историю, отвечали на три вопроса: «Кто? Зачем? Почему?», поэтапно разбирали историю, а также искали в ней «личное». Потому что зритель всегда чувствует, когда автор неравнодушен, и подключается сразу к его интонации. Самое главное, благодаря куратору режиссёр видит свой проект со стороны, его слабые и сильные стороны. И вместе вы работаете над тем, как усилить и внятно донести свою историю до зрителя.

Но самое главное, что в регионах очень много пассионариев, которые горят желанием снимать кино, учиться, совершенствоваться. Поэтому нужно было просто им помочь, ещё больше разжечь в них огонь делать свой фильм. Показать и подтвердить, что их история стоит реализации. Не имеет значения выиграете вы конкурс или нет, не опускайте руки, делайте свое кино».

В готовности воспринимать объективную критику со стороны коллег и наставников заключается сила автора. О значимости такой коммуникации высказался участник группы Дарьи Иванковой – режиссёр фильма «Наследство» Никита Бобров: «Кино – искусство коллективное, и в нём как нигде важен профессиональный диалог. Любые режиссёрские идеи должны претерпевать критику, чтобы окрепнуть, либо трансформироваться в более совершенные. Думаю, что в ходе беседы с Дарьей, нам удалось повысить шансы моего проекта на успешное осуществление. За что ей большое спасибо». Фильм Никиты Боброва посвящен борьбе магистра архитектуры и хозяйки единственного на Урале музея конструктивизма Анны Фадеевы за сохранение ценных артефактов конструктивизма. Девушка убеждена, что это неотъемлемая часть культурного облика Екатеринбурга. И ради своей любви к городу Анна готова идти до конца.
Фото: Никита Бобров

Интересно, что большинство зрителей полагают, что рождение кинопроекта – это премьера в кинозале. Однако, на самом деле, киноматериал проходит целый ряд трансформаций перед тем, как выйти в свет. Об особенностях непростого пути фильма от идеи до первого показа зрителям, а также о значимости творческой воли художника кино рассказал режиссёр, продюсер, генеральный директор «Пермкино» Павел Печенкин: «Человек, который хочет что-то сделать, постоянно находится в процессе обучения. Перед началом съемочного процесса режиссёру нужно точно понимать, что он не снимет плохое кино. В этот момент любая поддержка и любая дискуссия на тему фильма, героя, способов съемки, приемов очень важны. И если фонд это берет на себя, то, и качество фильмов наверняка будет лучше. А это, собственно говоря, и является целью фонда, поэтому подобные практикумы крайне важны. Все заявки, которые я читал, абсолютно разные и по-своему интересные. Однако они все нуждаются в доработке. И результат уже будет зависеть от того, сможет ли режиссёр, пройдя все этапы, добиться качественного результата. Ведь проект рождается практически пять раз: в начале как идея, потом как синопсис, далее на съемочной площадке, затем во время монтажа, а пятый раз – это уже показ зрителям. И каждая из пяти стадий кинопроизводства – это фактически каждый раз новый фильм. И нужна просто творческая и человеческая мобильность мышления для того, чтобы последнее рождение было счастливым и для зрителя, и для автора».

Практикум, в рамках которого у авторов есть возможность исправить недочёты и ошибки, наметить оптимальную стратегию и верно расставить акценты, бесспорно, сыграет положительную роль в организации любого проекта. Но особенно явно ценность такого профессионального скрининга будущего фильма чувствуют режиссёры, не обладающие большим опытом в документальном кино. «Мы очень были рады, что смогли анализировать, структурировать наш фильм с таким мастером. Для нас это по сути первый опыт съемок документального кино, где нет совсем постановочных кадров и интервью, и поэтому поддержка и направление, которое нам дал Павел Печенкин было очень важным для нашей съёмочной группы», – отметила Динара Абдрашитова, режиссёр киноленты «Он сказал "поехали!"». Стоит отметить, что проект Динары поднимает важные нравственные вопросы. Герой картины – обыкновенный уфимский таксист Эдуард Асадуллин, который стремится помогать больным и страдающим людям. Руководствуясь принципами гуманизма и просто огромной любовью к миру, Эдуард поддерживает нуждающихся в помощи и утешении и запускает цепочку добрых дел.

Неигровое кино мгновенно реагирует на социальные, политические и психоэмоциональные изменения в обществе. Документалистика всегда идет в ногу со временем и является зеркалом современности. Именно поэтому очень интересно следить за тематическими модуляциями в этой сфере, которые не только отражают окружающую нас реальность, но и непосредственно влияют на нее. Ведь влияние аудиовизуального контента на общественное сознание – уже признанный и доказанный факт. Новостями об актуальных тенденциях в отечественном доке и успехах участников практикума поделилась режиссёр Юлия Бобкова: «Проекты очень разные, интересно, что в некоторых можно было проследить пересечения тем и мыслей. Темы, с которыми мы работали : судьба малых и уникальных народов России, спорт, театр. Интересно , что актуальной оказалась тема взросления и поиск ответа на вопрос «легко ли быть молодым сегодня»? , а также общая для нескольких проектов тема характера. Вместе с участниками практикума мы разбирали истории о том, как быть непохожим на других, и идти к своему успеху, несмотря на мнение окружающих.

Самым важным для меня было увидеть уникальность каждой идеи и помочь командам сделать её ещё более ясной, усилить центральную мысль картины. Подчеркнуть сильные стороны каждого из режиссёров. Мы старались на практикуме концентрироваться на центральной идее и сверхзадаче работы, чтобы всегда держать ее в фокусе внимания. Также работали над структурой и планом эпизодов, обсуждали стилистику и способы съёмок».

В команде Юлии Бобровой над подготовкой к съемкам фильма «Многогранник Бокурадзе» работала режиссёр Елена Гальянина. В центре ее кино-истории – провинциальный актёр и режиссёр Денис Бокурадзе. Его путь состоит не только из блистательных побед, но и из серьёзных испытаний. Смерть любимой наставницы, автокатастрофа, несовместимые с актёрский деятельность травмы, – все это не смогло сломить его дух и волю к жизни. «Я снимаю дебютный документальный фильм о режиссере, приведшем свой небольшой коллектив из провинции к обладанию двумя “Золотыми масками”. При всем богатстве фактуры, которую я вижу в реальности, огромном моем интересе к герою, его неординарному характеру и биографии, я конечно волнуюсь, смогу ли перенести это на экран так, чтобы в фильме была драматургия, чтобы зритель подключился эмоционально, чтобы была рассказана интересная история. И практикум, который я прошла с куратором Юлией Бобковой пришелся как нельзя кстати, как раз перед съемками. Юлия дала очень внятную и тактичную обратную связь и помогла сформулировать драматургические линии, которые должны привести нашу историю к кульминации. Практикум помог вычленить события из биографии героя так, чтобы появилась структура. Это дает мне ощущение режиссерской осознанности, и я рада, что оно сформировалось именно перед съемками. Надеюсь, что монтаж будет легким, а фильм получится интересным».
Фото: Елена Галянина

Смотреть и видеть – абсолютно разные понятия. Если первое обусловлено физиологическими параметрами, то способность человека вглядеться в суть явления достигается за счет интеллектуальных и душевных усилий. Именно наблюдение можно назвать основой режиссёрской деятельности. Соответственно, не может не радовать растущий интерес к данному творческому методу. Об этом, а также о специфике перевода текста в знаковую систему фильма поведал режиссер-документалист Владимир Головнев: «В первую очередь на практикуме речь шла о драматургии, о простраивании тех историй, которые уже есть. Такой формат может помочь подготовить режиссёра к работе, чтобы помимо самой истории он знал, что будет снимать. Ведь далеко не все сценарии легко перекладываются на язык кино. Именно поэтому мы пытаемся представить фильм, основываясь на предложенных историях. Если говорить про тенденции документального отечественное кино, то оно движется сейчас в сторону наблюдения: все хотят наблюдать. Также активно развивается тема науки. Всех сейчас очень интересуют технологии, ведь за этим будущее. Кино сегодня также пытается осмыслить политическую и международную повестку».

Владимир Головнев курировал работу по развитию проекта «Эврика» Владислава Крысова. В фильме освещается деятельность студенческого стартапа на базе ВятГУ в сфере химических технологий, который, как часто бывает, начался с гаража и неожиданных озарений. Сейчас основатели стартапа активно привлекают в свою команду студентов и дают им возможность не только на практике опробовать свои научные идеи, но и получить постоянную работу. Режиссер проекта Владислав остался под сильным впечатлением от всего происходящего на практикуме: «Это было очень похоже на редакционный мозговой штурм, где нет главных, а есть единомышленники, люди по хорошему «больные» своей темой! Итог, такой же, как от хорошего мозгового штурма: 1) Заряд на работу и конкретные векторы выполнения редакционного задания 2) нестандартные ходы в реализации идеи 3) все получится!» Действительно, уверенность в собственных силах является важным ресурсом в творческим процессе, без которого крайне сложно преодолевать все трудности кинопроизводства.

Безусловно, личное отношение автора к главному герою играет огромную роль в создании живой кино-истории, способной эмоционально волновать зрителя. Именно режиссёрская призма восприятия определяет настроение всего проекта. Однако этот важный человеческий фактор, тем не менее, способен также и усложнять работу с драматургией, отвлекать от конфликта, который является центральным элементом структуры киноленты. Своим видением возможных сложностей при работе с человеческим капиталом поделился киновед и продюсер Андрей Апостолов: «Я бы не стал как-то преувеличивать свой вклад в работы, но считаю такие практикумы эффективными уже хотя бы потому, что авторы объективно нуждаются в стороннем взгляде на свои истории. Нередко авторы слепо влюблены в своих героев и не могут оценить трезво, насколько они интересны для наблюдения со стороны. Со своей стороны, я каждый раз пытался повернуть взгляд авторов в сторону конфликта. Это базовая категория драматургии игрового кино, но и документальный фильм от наличия конфликта не пострадал бы, а в некоторых историях его нет даже в намеке. При этом понятно, что в отдельных случаях авторы еще довольно поверхностно представляют жизнь своих героев, и в таких ситуациях сложно как-то повлиять на сценарный план».

Под руководством Андрея Апостолова режиссёрское мастерство оттачивала Анастасия Ломакина, автор фильма "Право женщин на море", съемки которого пройдут в Архангельской области.

На сегодняшний день «слабый пол» активно управляет судами, занимается морскими исследованиями, промыслом. Но «право» на это каждой сначала нужно заслужить. Морское братство принимает только отважных и сильных духом женщин. Этот проект о труженицах Арктических морей, о тех, кто прокладывал женский путь в морские профессии в прошлом и, кто следует этому курсу в наши дни.

Участница поделилась положительными впечатлениями от практикума: «Благодаря консультациям, еще на этапе сценарного плана нам помогли увидеть слабые места наших историй, подсветили недостатки их драматических конструкций, указали на шаблонность некоторых приемов, но самое главное - нам помогли поверить в себя и вдохновили на креатив. В итоге, от первоначального варианта сценарного плана осталось, наверное, процентов 40, остальное мы переписали и передумали, причем без ущерба основной идее проекта. Безумно благодарны команде ФПРК за консультации и возможность взглянуть на проект глазами экспертов!»
Фото: Анастасия Ломакина

Команды проектов, успешно пройдя Практикум, наметили четкие планы и уже готовы к съемкам. Некоторые из режиссёров успели отснять часть материала, и совсем скоро мы сможем увидеть новые фильмы ФПРК на экране!
Made on
Tilda