По словам создателей, основная цель фильма – «раскрытие жизни и профессиональной деятельности одного из видных представителей марийской интеллигенции первой трети ХХ века, талантливого этнографа-собирателя, одного из основателей музейного дела в Марийском крае, педагога и фольклориста Тимофея Евсеевича Евсеева (Евсевьева)».
Одним из партнеров проекта выступил Национальный музей Республики Марий Эл, который оказал научно-консультационную, материально-техническую и организационную помощь в его реализации. Также в создании фильма-поэзии активное участие приняли Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана, Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, Марийский театр юного зрителя, Национальная библиотека им. С. Г. Чавайна, Государственный архив Республики Марий Эл, Марийский республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палантая, Культурно-исторический комплекс Царевококшайский Кремль и Музей истории города Йошкар-Олы.
По словам Андрея Огородникова, за небольшой съёмочный период команда старалась запечатлеть судьбу известного этнографа и краеведа Тимофея Евсеева, чья жизнь, к сожалению, была остановлена тёмной страницей советской истории.
«Тимофей Евсеевич стал жертвой репрессий, но его дело до сих пор продолжает жить. Так как это первый документальный фильм художественного формата о знаменитом этнографе, то каждая съёмочная смена оставляла после себя приятные впечатления, словно сам Тимофей Евсеевич способствовал, чтобы о его наследии узнали многие. Нам всегда благоприятствовала погода, и все логистические сложности моментально разрешались. Мы хотим, чтобы о нашем герое узнали за пределами Республики, ведь собранные им этнографические коллекции являются культурным наследием, имеющие значение во всём финно-угорском мире», – отметил режиссер.
Также он рассказал, что весь съёмочный процесс фильма занял 11 смен, которые из-за своей сложности в реализации разбились на два блока.
«Это связано с тщательной подготовкой художников-постановщиков Ивана Богомолова и Сергея Таныгина к деталям и созданию декораций, которые требовали дополнительного времени на производство. Так как наш фильм отчасти можно отнести к жанру “байопик” или же к художественному документальному фильму, то подход к экранизации эпизодов из жизни и деятельности главного героя требовал больше временных и материальных затрат», – пояснил Огородников.
Съёмки проекта проходили практически во всех районах Республики Марий Эл – Сернурском, Советском, Медведевском, Моркинском и других, где каждый житель готов был оказать безвозмездную поддержку и помощь. Эти места были выбраны не случайно, ведь именно здесь проводил свою активную экспедиционную и этнографическую работу по сбору коллекций сам Тимофей Евсеевич. В этом году отмечается 135-летие со дня рождения краеведа, этнографа, педагога и основателя Национального музея Марий Эл.
Андрей Огородников также отметил, что съёмки – это творческий и коллективный процесс, и подготовка к ним была тщательно продумана ещё на подготовительном этапе: «В связи с этим значительных отклонений от намеченного плана не было, но некоторые метафорические сцены появились уже после того как процесс был запущен, что требовало оперативных решений на самой площадке. Очень здорово, что группа фильма положительно относилась к таким поправкам, ведь ни для кого не секрет, что порой сама сцена или локация диктует, в каком направлении будет рассказана история».
Сама возможность запечатлеть в фильме подлинные коллекции, собранные Тимофеем Евсеевым, – событие уникальное. В проекте было задействовано свыше 500 различных предметов из фондов Национального музея Республики Марий Эл: предметы быта, украшения, одежда, рукописи, живописные работы, литература. В каждом кадре фильма можно увидеть подлинные предметы музейных коллекций.
«Это был интересный опыт, который требовал определенного подхода. Ещё до начала самих съёмок был составлен список экспонатов и сцен, в которых будут задействованы предметы из фондов музея. Каждый предмет требует определенных климатических условий содержания, поэтому при малейших погодных изменениях нам приходилось приостанавливать съёмочный процесс, но это происходило достаточно редко.
Интересным моментом в создании фильма была работа с животными и детьми, требующая определенного подхода, особенно, когда дети должны взаимодействовать с подлинными музейными экспонатами под пристальным присмотром хранителя фонда», – рассказал Андрей Огородников.
Интересно, что в живописном месте Карман-Курык съёмочная группа обнаружила уникальный водоём посреди опушки леса, который, по словам режиссера, вписался в поэтическое повествование истории: «Мы решили именно там снимать одну из сцен. Но, к нашему сожалению, посетив место за несколько дней до съёмки, мы увидели, что водоём обмелел. Нам так понравилось это место, что мы решили воссоздать водоём заново, и за сутки мы это сделали. В этом нам помогли жители ближайшей деревни».
Для другой сцены было изготовлено свыше 300 свечей, которые закручивали художники проекта, чтобы достичь определенной длительности горения и цвета.
В процессе съёмок удивительным образом находились новые материалы и сведения о жизни самого Тимофея Евсеевича. Например, в одной из сцен внучке героя передали две сохранившиеся рукописи – тетрадь с марийскими загадками и описание марийского костюма, которые ещё не представлены в музее, но будут впервые показаны в фильме.
По мнению Огородникова, новый проект – это всегда вызов каждому участнику съёмочной группы.
«Так как наш фильм строился на метафорах, то здесь возникали своеобразные задачи. Запоминающимся вышел этап работы с костюмами для фильма, которые по крупицам находились по всей Республике Марий Эл. Хочется отметить, что научный консультант проекта и по совместительству художник по костюмам Надежда Васканова провела колоссальную работу по поиску и подбору подлинных костюмов. Нам было важно отобразить достоверность времени, которая воплощается в деталях и диалекте марийского языка», – уточнил режиссёр.
Также он отметил, что команда проекта постаралась отойти от классической формы документального повествования и рассказать историю главного героя его же словами: «Мы провели обширную исследовательскую работу по поиску данных и его рукописных материалов, которые вошли в основу повествования. Другими словами, герой рассказывает сам о себе и за себя. Так как история Тимофея Евсеевича неоднозначна, то мы не пытались представить определенную точку зрения на его судьбу, а показать лишь трагичность и ироничность жизни».
Напомним, что проект «ЕВСЕЕВ: Признание ценою в жизнь» является победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.
Фото: Мариам Журкина