Круглый стол «Новое кино Сибири» с участием молодых режиссеров Алтая, Красноярска, Хакасии, Новосибирска, Томска, Иркутска, Бурятии, Новосибирска и московских продюсеров состоялся 26 января в Белокурихе.
Модератором выступил Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК).
Дискуссия прошла в рамках выездной сессии «Возможности организации кинопроизводства и создания фестиваля регионального кино на Алтае», организованной ФПРК, Ассоциации продюсеров и телевидения (АПКиТ) и АНО «Кинокомиссия Алтая».
Материал по итогам первого дня работы сессии читайте по ссылке.
В ходе встречи представители регионального кинематографа рассказали о своих проектах и поделились своим видением того, что необходимо для развития индустрии в Сибири.
Режиссёр Михаил Мерзликин (Республика Хакасия) рассказал о съёмках пятисерийного киноальманаха «Книга степей», снятого при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Проект рассказывает о таинственной и интереснейшей стороне жизни хакасского народа – взаимодействии с духами, символизирующими природные стихии и являющимися хранителями жизненных циклов.
По мнению спикера, эта история, понятная и близкая жителям Хакасии, будет как минимум небезынтересна и полезна россиянам – с помощью подобных проектов складывается представление о богатом культурном наследии народов, проживающих на территории нашей страны.
Дмитрий Якунин напомнил, что со времен «Сибирского цирюльника» до недавнего времени в регионе ничего не снималось. В последние годы, в том числе благодаря деятельности Молодёжного центра Союза кинематографистов России, ситуация изменилась в лучшую сторону, и в Хакасии на данный момент не менее пяти проектов находятся на стадии производства. Примечательно, что не все из них являются локальными проектами – некоторые реализуются при участии столичных кинематографистов.
Продюсер Владислав Кафеев (кинокомпания «Ветер перемен») рассказал об успехе криминальной драмы «Чекаго», которая выходит 23 февраля в российский прокат. Напомним, что премьера фильма прошла прошлым летом на 44-м ММКФ, после этого были локальные показы в нескольких городах страны и в рамках отраслевых мероприятий, и теперь широкая аудитория увидит картину, отражающую специфику сибирской криминальной жизни, на большом экране.
Кафеев подчеркнул, что в съемках были задействованы представители разных регионов страны, включая Москву.
«В нашем проекте принимали участие москвичи. Но если бы мы акцентировали на этом внимание в процессе, то в местном сообществе и дальше бы укреплялся стереотип о том, что мы сами, без москвичей, ничего снять не можем. Но сейчас, получив этот прекрасный опыт, мы охотно говорим об этом – здорово, что межрегиональные проекты есть, и надо продолжать эту тенденцию», – резюмировал участник дискуссии и анонсировал старт нового проекта совместно с коллегами из Алтайского края весной текущего года.
Генеральный продюсер «Байкалкино» Дина Подпругина рассказала о развитии кино в Республике Бурятия и подняла проблему «утечки мозгов» в местной киноотрасли.
«Как вы знаете, самым успешным проектом Бурятии на данный момент является сериал “Маньячелло”. Так вот отмечу, что второго сезона не предполагается, по причине того, что практически всю команду забрали в Москву, и ребята теперь работают на крупных проектах», – рассказала Подпругина и добавила, что вырастить новое поколение ярких сценаристов региону подчас бывает очень тяжело.
Дмитрий Якунин отметил, что в стране проводится множество конкурсов, направленных на поиск новых имён в индустрии. Одним из таких проектов является Всероссийский конкурс сценарного мастерства «Метод» в рамках Образовательного проекта «Метод» (Фабрика контента), проводимый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он напомнил, что до 20 февраля 2023 года идёт приём заявок для всех желающих совершеннолетних граждан РФ, вне зависимости от профессиональной подготовки.
Ведущий советник отдела современного искусства Министерства культуры Республики Хакасия Ольга Воропаева рассказала о деятельности кинокомиссии, направленной на развитие кинематографа в регионе и поддержку представителей отрасли. Также спикер анонсировала конкурс креативных индустрий, проводимый в Республике второй год подряд, и рассказала о мероприятиях, посвященных Году креативных индустрий, объявленному в Хакасии в 2023 году.
В круглом столе приняли участие томские кинематографисты. Режиссёр и продюсер Евгений Жуков рассказал о динамичном развитии киноклубного движения и представил несколько успешных региональных кейсов.
«Исторически так сложилось, что в Томске, в отличие от Новосибирска и Иркутска, не было кинопроизводства. Однако творческий потенциал местных жителей не дал застояться процессу развития кино в регионе. У истоков кинематографистского движения Томской области стоят самоучки – люди, не имеющие профессионального кинообразования, но очень талантливые, активные, пассионарные, которые любят кино и объединились в тематические сообщества», – рассказал Жуков.
По его словам, сегодня в регионе снимаются реклама, анимация, док, создаются работы в экспериментальных жанрах (кинотанец), на базе журфака Томского государственного университета действует Центр документального кино, на базе Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций – школа креативных индустрий и т.д.
Пожалуй, наиболее заметным событием томской киноиндустрии является выход веб-сериала «Соцсети» с Любовью Аксёновой и Кириллом Кяро в главных ролях. Премьера прошла 7 января 2023 года на платформе Premier.
Однако, по мнению Евгения Жукова, для динамичного развития киноиндустрии в регионе необходимо внедрять систему профессионального образования и увеличивать объемы государственной поддержки.
С коллегой согласился Владислав Кафеев, отметивший острую нехватку профессионалов второго состава на местах. Также он обозначил проблему поиска тем, понятных для жителей разных регионов страны.
«Регионы, ищущие сотрудничества с Москвой, должны быть готовы к тому, что столичные кинематографисты снимают фильмы на те темы, которые не всегда принимают на местах. И здесь важно прояснить этот момент, чтобы не было недопонимания. Сегодня “большой” индустрии хочется снимать в регионах кино на позитивные темы», – пояснил продюсер.
В качестве примера был приведён четырёхсерийный киноальманах «Сделаны в Сибири», так же созданный при поддержке ФПРК. Проект повествует о выдающихся томичах разных возрастов и развивает идею национальной идентичности региона через призмы судеб своих героев.
Помимо нехватки кадров, системы образования, в регионах отмечается отсутствие системы рентала. Евгений Субочев, генеральный директор компании «Суббота», рассказал, как наличие технической базы способствует развитию киноиндустрии на местах.
«В ходе моих рабочих поездок по стране я понял, что проблема отсутствия технической базы неразрывно связана с отсутствием кинопроектов. Зачастую нет технической базы, потому что нет проектов, а проектов нет, потому что отсутствует техническая база – такой замкнутый круг. Мне кажется, что можно сделать первый шаг в сторону решения этой проблемы – начать именно с формирования технической базы в регионе. Именно так мы поступили на проекте “Соцсети”», – рассказал Субочев.
При этом он добавил, что необходимо изменить отношение самих игроков к этому процессу.
«Я часто наблюдаю, что человек, занимаясь производством рекламного или любого другого видео-контента, покупая камеру, не сдаёт её в аренду или приобретает такое оборудование, которое подходит исключительно ему, а другим не подходит. Возможно, неплохо было бы создать сеть ренталов, которые во взаимодействии с московскими продюсерами, планирующими съёмки в регионах, формировали бы наиболее оптимальные предложения. Было бы здорово создать несколько таких хабов по стране», – предположил эксперт.
С ним согласился продюсер Альберт Рябышев (компания R-Media).
«Отрасли крайне важно понимать, что конкретно есть в регионах для съёмок, – это взаимовыгодная вещь. Пока у нас очень разрозненная информация. Вообще механизм принятия решений и выбора локации очень сложный. Иногда проще провести съёмки в Московской области, чем лететь 5-10 тыс. км непонятно куда. Когда мы будем понимать, какая инфраструктура представлена в том или ином регионе, в каких условиях нам предстоит работать, то будем охотнее выезжать за пределы Москвы», – отметил спикер.
Участники дискуссии также подняли проблему импортозамещения в стране и обсудили одни из наиболее перспективных разработок отечественного производства, готовых к применению в кинопроизводстве. Это продукты Лыткаринского завода оптических систем, а также проектор якутских разработчиков Extra Cinema, представленный в рамках Сибирской креативной недели летом 2022 года.
Дмитрий Якунин добавил, что наиболее перспективные цифровые решения, которые могут быть применены в сфере креативных индустрий, выделяет Фонд поддержки регионального кинематографа. Для этой цели организация в конце прошлого года провела Питчинг региональных киностартапов, на котором было представлено девять проектов.
Отметим, что в ходе выездной сессии гостям были представлены фильмы, снятые при содействии ФПРК, в рамках конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее». Также зрители увидели картины, вошедшие в конкурсную программу Международного кинофестиваля «Дни короткометражного кино» (Short Film Days), проходящего в России до 15 февраля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В заключительный день участники мероприятия отправились в локейшн-тур и ознакомились с красотами Алтая.
Модератором выступил Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК).
Дискуссия прошла в рамках выездной сессии «Возможности организации кинопроизводства и создания фестиваля регионального кино на Алтае», организованной ФПРК, Ассоциации продюсеров и телевидения (АПКиТ) и АНО «Кинокомиссия Алтая».
Материал по итогам первого дня работы сессии читайте по ссылке.
В ходе встречи представители регионального кинематографа рассказали о своих проектах и поделились своим видением того, что необходимо для развития индустрии в Сибири.
Режиссёр Михаил Мерзликин (Республика Хакасия) рассказал о съёмках пятисерийного киноальманаха «Книга степей», снятого при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Проект рассказывает о таинственной и интереснейшей стороне жизни хакасского народа – взаимодействии с духами, символизирующими природные стихии и являющимися хранителями жизненных циклов.
По мнению спикера, эта история, понятная и близкая жителям Хакасии, будет как минимум небезынтересна и полезна россиянам – с помощью подобных проектов складывается представление о богатом культурном наследии народов, проживающих на территории нашей страны.
Дмитрий Якунин напомнил, что со времен «Сибирского цирюльника» до недавнего времени в регионе ничего не снималось. В последние годы, в том числе благодаря деятельности Молодёжного центра Союза кинематографистов России, ситуация изменилась в лучшую сторону, и в Хакасии на данный момент не менее пяти проектов находятся на стадии производства. Примечательно, что не все из них являются локальными проектами – некоторые реализуются при участии столичных кинематографистов.
Продюсер Владислав Кафеев (кинокомпания «Ветер перемен») рассказал об успехе криминальной драмы «Чекаго», которая выходит 23 февраля в российский прокат. Напомним, что премьера фильма прошла прошлым летом на 44-м ММКФ, после этого были локальные показы в нескольких городах страны и в рамках отраслевых мероприятий, и теперь широкая аудитория увидит картину, отражающую специфику сибирской криминальной жизни, на большом экране.
Кафеев подчеркнул, что в съемках были задействованы представители разных регионов страны, включая Москву.
«В нашем проекте принимали участие москвичи. Но если бы мы акцентировали на этом внимание в процессе, то в местном сообществе и дальше бы укреплялся стереотип о том, что мы сами, без москвичей, ничего снять не можем. Но сейчас, получив этот прекрасный опыт, мы охотно говорим об этом – здорово, что межрегиональные проекты есть, и надо продолжать эту тенденцию», – резюмировал участник дискуссии и анонсировал старт нового проекта совместно с коллегами из Алтайского края весной текущего года.
Генеральный продюсер «Байкалкино» Дина Подпругина рассказала о развитии кино в Республике Бурятия и подняла проблему «утечки мозгов» в местной киноотрасли.
«Как вы знаете, самым успешным проектом Бурятии на данный момент является сериал “Маньячелло”. Так вот отмечу, что второго сезона не предполагается, по причине того, что практически всю команду забрали в Москву, и ребята теперь работают на крупных проектах», – рассказала Подпругина и добавила, что вырастить новое поколение ярких сценаристов региону подчас бывает очень тяжело.
Дмитрий Якунин отметил, что в стране проводится множество конкурсов, направленных на поиск новых имён в индустрии. Одним из таких проектов является Всероссийский конкурс сценарного мастерства «Метод» в рамках Образовательного проекта «Метод» (Фабрика контента), проводимый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он напомнил, что до 20 февраля 2023 года идёт приём заявок для всех желающих совершеннолетних граждан РФ, вне зависимости от профессиональной подготовки.
Ведущий советник отдела современного искусства Министерства культуры Республики Хакасия Ольга Воропаева рассказала о деятельности кинокомиссии, направленной на развитие кинематографа в регионе и поддержку представителей отрасли. Также спикер анонсировала конкурс креативных индустрий, проводимый в Республике второй год подряд, и рассказала о мероприятиях, посвященных Году креативных индустрий, объявленному в Хакасии в 2023 году.
В круглом столе приняли участие томские кинематографисты. Режиссёр и продюсер Евгений Жуков рассказал о динамичном развитии киноклубного движения и представил несколько успешных региональных кейсов.
«Исторически так сложилось, что в Томске, в отличие от Новосибирска и Иркутска, не было кинопроизводства. Однако творческий потенциал местных жителей не дал застояться процессу развития кино в регионе. У истоков кинематографистского движения Томской области стоят самоучки – люди, не имеющие профессионального кинообразования, но очень талантливые, активные, пассионарные, которые любят кино и объединились в тематические сообщества», – рассказал Жуков.
По его словам, сегодня в регионе снимаются реклама, анимация, док, создаются работы в экспериментальных жанрах (кинотанец), на базе журфака Томского государственного университета действует Центр документального кино, на базе Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций – школа креативных индустрий и т.д.
Пожалуй, наиболее заметным событием томской киноиндустрии является выход веб-сериала «Соцсети» с Любовью Аксёновой и Кириллом Кяро в главных ролях. Премьера прошла 7 января 2023 года на платформе Premier.
Однако, по мнению Евгения Жукова, для динамичного развития киноиндустрии в регионе необходимо внедрять систему профессионального образования и увеличивать объемы государственной поддержки.
С коллегой согласился Владислав Кафеев, отметивший острую нехватку профессионалов второго состава на местах. Также он обозначил проблему поиска тем, понятных для жителей разных регионов страны.
«Регионы, ищущие сотрудничества с Москвой, должны быть готовы к тому, что столичные кинематографисты снимают фильмы на те темы, которые не всегда принимают на местах. И здесь важно прояснить этот момент, чтобы не было недопонимания. Сегодня “большой” индустрии хочется снимать в регионах кино на позитивные темы», – пояснил продюсер.
В качестве примера был приведён четырёхсерийный киноальманах «Сделаны в Сибири», так же созданный при поддержке ФПРК. Проект повествует о выдающихся томичах разных возрастов и развивает идею национальной идентичности региона через призмы судеб своих героев.
Помимо нехватки кадров, системы образования, в регионах отмечается отсутствие системы рентала. Евгений Субочев, генеральный директор компании «Суббота», рассказал, как наличие технической базы способствует развитию киноиндустрии на местах.
«В ходе моих рабочих поездок по стране я понял, что проблема отсутствия технической базы неразрывно связана с отсутствием кинопроектов. Зачастую нет технической базы, потому что нет проектов, а проектов нет, потому что отсутствует техническая база – такой замкнутый круг. Мне кажется, что можно сделать первый шаг в сторону решения этой проблемы – начать именно с формирования технической базы в регионе. Именно так мы поступили на проекте “Соцсети”», – рассказал Субочев.
При этом он добавил, что необходимо изменить отношение самих игроков к этому процессу.
«Я часто наблюдаю, что человек, занимаясь производством рекламного или любого другого видео-контента, покупая камеру, не сдаёт её в аренду или приобретает такое оборудование, которое подходит исключительно ему, а другим не подходит. Возможно, неплохо было бы создать сеть ренталов, которые во взаимодействии с московскими продюсерами, планирующими съёмки в регионах, формировали бы наиболее оптимальные предложения. Было бы здорово создать несколько таких хабов по стране», – предположил эксперт.
С ним согласился продюсер Альберт Рябышев (компания R-Media).
«Отрасли крайне важно понимать, что конкретно есть в регионах для съёмок, – это взаимовыгодная вещь. Пока у нас очень разрозненная информация. Вообще механизм принятия решений и выбора локации очень сложный. Иногда проще провести съёмки в Московской области, чем лететь 5-10 тыс. км непонятно куда. Когда мы будем понимать, какая инфраструктура представлена в том или ином регионе, в каких условиях нам предстоит работать, то будем охотнее выезжать за пределы Москвы», – отметил спикер.
Участники дискуссии также подняли проблему импортозамещения в стране и обсудили одни из наиболее перспективных разработок отечественного производства, готовых к применению в кинопроизводстве. Это продукты Лыткаринского завода оптических систем, а также проектор якутских разработчиков Extra Cinema, представленный в рамках Сибирской креативной недели летом 2022 года.
Дмитрий Якунин добавил, что наиболее перспективные цифровые решения, которые могут быть применены в сфере креативных индустрий, выделяет Фонд поддержки регионального кинематографа. Для этой цели организация в конце прошлого года провела Питчинг региональных киностартапов, на котором было представлено девять проектов.
Отметим, что в ходе выездной сессии гостям были представлены фильмы, снятые при содействии ФПРК, в рамках конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее». Также зрители увидели картины, вошедшие в конкурсную программу Международного кинофестиваля «Дни короткометражного кино» (Short Film Days), проходящего в России до 15 февраля при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В заключительный день участники мероприятия отправились в локейшн-тур и ознакомились с красотами Алтая.