Интервью

Светолик Мича Зайц: «Я очень люблю работать в документальном кино»

2024-12-25 16:27
Наверное, каждый будущий режиссер монтажа мечтал бы начать свою карьеру с такого значимого мирового события как Зимние Олимпийские игры. И нашему герою это удалось! На протяжении долгих лет он сотрудничает с Эмиром Кустурицей, успел завоевать доверие Никиты Михалкова и уверен, что для настоящего монтажера важно вложить в свою работу частичку души, свои мысли и чувства.

С сербским режиссером монтажа, звукорежиссером, преподавателем Светоликом Мичей Зайцем мы поговорили об особенностях работы в режиссуре монтажа, о роли темпоритма в кино и о том, как найти те самые точки соприкосновения в работе с маститыми режиссерами.

— В этом году Фонд поддержки регионального кинематографа провел вторую монтажную лабораторию ProCut, и Вы стали одним из её наставников. Как в целом оцениваете уровень документальных работ в этом году?Поделитесь впечатлениями.

Сначала я вообще не знал, как все будет происходить. Приехав в Москву, я был удивлен, когда узнал, в чем будет заключаться моя работа. Но я уверен, что с экспертами лаборатории Константином Ларионовым и Антоном Левкиным мы справились. Было очень много достойных фильмов, но особенно мне понравилась картина Ксении Рогановой «Мир принадлежит героям». Правда, она была длиннее положенных 25 минут, но настолько хороша, что это было оправдано.

Также мне удалось посмотреть еще несколько фильмов за время работы лаборатории. Среди них могу выделить проекты «Авдарыс» Ислама Сатырова, «Дом» Романы Киршак, «Раздолье моей души» Павла Скоробогатова, «Дом у озера» Станислава Ставинова. Если честно, то на будущее мне бы хотелось, чтобы ProCut работала хотя бы две недели, потому что 16 фильмов, на мой взгляд, это очень много.

— То есть не хватило времени?

Мне показалось, что не хватило времени, чтобы подробно поработать с каждым из участников.

— Зимние Олимпийские игры в Сараево 1984 года сыграли значимую роль в Вашем профессиональном становлении… Каким Вы вспоминаете это время?

Я окончил факультет кино и телевидения Университета FAMU в Праге в октябре 1983 года. И, когда вернулся домой в Белград, я просто отправил письмо в Международный радиотелевизионный центр, который должен был заниматься освещением Олимпийских игр в Сараево. Через какое-то время мне пришел ответ с приглашением на работу в качестве режиссера монтажа. Кстати, в Праге моя дипломная работа была снята на самом современном оборудовании, и в Сараево я был один из немногих, кто мог на нем работать.


— Светолик, Ваше сотрудничество с Эмиром Кустурицей началось с фильма «Время цыган». Расскажите, как все произошло?

Эмир искал человека, который сможет собрать цыганскую музыку для своего фильма. И так получилось, что пригласили именно меня. Я два месяца провел в Северной Македонии. Там я находился вместе со звукорежиссером, который записывал разные мелодии, песни… Потом Эмир отбирал ту музыку, которая была ему необходима. А в 1994 году я уже занимался дизайном звука для его «Андеграунда» и делал фонотеку картины. Помню, как-то раз Эмир спросил меня, смогу ли я озвучить один из отснятых кусков (примерно на 15 минут), чтобы показать его продюсерам. После того как я выполнил его просьбу, Эмир захотел, чтобы я продолжил этим заниматься. Так я и стал дизайнером звука «Андеграунда». В 1997 году Эмир пригласил меня монтировать не только звук, но и изображение фильма «Черная кошка, белый кот». С тех пор мы работаем вместе непрерывно.

— Всегда ли Вам удается найти общий язык с Эмиром? Или жаркие споры все-таки случаются?

Бывают споры, конечно. Я даже об этом рассказывал во время проведения монтажной лаборатории в Москве. Но сейчас мы уже научились понимать друг друга, и даже споры очень редко случаются.Я всегда начинаю монтировать изображение, как только Эмир заканчивает первую сцену. Когда он снимал картину «Жизнь как чудо», из-за погодных условий съемки отставали от графика. И оставалась всего лишь одна неделя, чтобы завершить съемки нескольких сцен фильма (в то время мы все еще снимали на плёнку, используя одну камеру).Я уже смонтировал 70% того, что было снято ранее. Чтобы вовремя завершить съемки, Эмир одну из сцен решил снять мизанкадром (это такой длинный кадр, когда камера работает непрерывно, отражая все события в сцене, которую на монтаже уже не нужно резать) Такой приём мы еще называет кадр-сцена.Когда мы смотрели и оценивали эту пятиминутную сцену, все члены съемочной группы были в восторге. А вот меня это совсем не устроило…


— Почему?

Дело в том, что сам темпоритм сцены, снятый одним кадром, резко отличается от темпоритма более ранних сцен, которые я монтировал. Сначала Эмир обиделся на меня, но потом признал мою правоту, оставив из 5 минут всего 47 секунд.Сейчас я понимаю, что это был самый опасный спор (смеется). Но потом мы стали очень хорошо друг друга понимать. У него может возникнуть 30 идей за одну минуту, и я должен все это успеть записать на камеру.Обычно я делаю две версии одной и той же сцены – режиссерскую и свою.Я по-другому не работаю.

— Светолик, как режиссер монтажа Вы больше любите работать с игровыми или документальными фильмами?

Я очень люблю работать в документальном кино. И здесь для меня фильм рождается именно за монтажным столом. А вообще и в игровом, и в документальном кино важен темпоритм.

— Темпоритм играет ключевую роль в фильме, по Вашему мнению?

Да! Темпоритм всегда существует вне зависимости от того, длинными или короткими кадрами снята картина.

— Что самое главное для режиссера монтажа в процессе работы?

Я всегда монтирую из живота (смеется)


— Как это?

Настоящий монтажер должен не просто резать киноплёнку, но и вложить в свою работу частичку себя, свои мысли и чувства. В этот момент я как бы собираю воедино все, что когда-то видел, читал, учил… И я считаю, что профессиональный монтажер должен именно так работать.

— Хороший фильм для Вас – он какой?

Для меня лично хороший фильм – это фильм, при просмотре которого, я забываю, что я профессионал.

— То есть смотрите его как зритель, да?

Да, Вы верно подметили! Когда я не вижу, что вот сейчас, например, режиссер сделал склейку – это очень хороший фильм. И еще к концу фильма я непременно должен ощутить катарсис…

— Светолик, поделитесь, какие впечатления у вас остались в памяти, когда Вы работали с Никитой Сергеевичем Михалковым? Каким он запомнился в период Вашего сотрудничества?

Конечно же, я знал таких больших режиссеров как Никита Михалков, Андрей Кончаловский, Алексей Герман… Когда меня пригласили работать в картине Михалкова «Утомленные солнцем – 2», мне было совсем непросто… Даже когда вы работаете с начинающим режиссером, нужно суметь завоевать его доверие. И вообще это был для меня очень большой вызов. Признаюсь честно, я переживал, понравится ли Никите Сергеевичу то, что я делаю.Мы начали сотрудничать в октябре 2008 года. Как-то раз после Нового года он мне позвонил и сказал, что ему очень понравилась сцена, над которой я работал (а сцена была длинная). С этого момента я заслужил его доверие. В дальнейшем я монтировал даже три версии одной и той же сцены и всегда показывал Михалкову все варианты. Он уважал мои идеи, и с ним всегда можно было все обсудить.

Беседовала Наталья Тонких.

Подписывайтесь на нас:

Телеграм: https://t.me/fundregion
ВКонтакте: https://vk.com/fundregion