В рамках спецпрограммы «Параллельная реальность» на фестивале «Дни короткометражного кино (Short Film Days) будет показан фильм Виталия Дудника «Как с Максимом х(пип)ня случилась». Режиссёр, актёр и выпускник Школы кино и телевидения «Индустрия» – партнёра киносмотра – Виталий поговорил с ним о пути в кино, работе с Константином Хабенским и пользе кинофестивалей.
– Виталий, расскажите о себе. Учеба на актёрском в Саратове, переезд в Москву, «Индустрия», съемки с Хабенским. С чего началось Ваше увлечение кино? Возможно, с какого-то фильма, или Вы вдохновлялись примером конкретного актера/режиссера?
— Мое увлечение кино началось, собственно, в киношколе «Индустрия» в 2017 г. (до этого я был больше фанатом театра), и даже нельзя было это назвать увлечением. Оказалось, что я сильно отставал от всех сокурсников в плане насмотренности, поэтому для себя в качестве домашнего задания я установил правило – смотреть один-два фильма в день, чтобы наверстать упущенное. Домашнее задание как раз превратилось в увлечение, увлечение – в неотъемлемую часть жизни.
– Почему после актерского образования Вы решили обучиться ещё и на режиссёра?
– Это вышло как-то само собой. После окончания театрального института я перебрался в Москву, и первые полгода пытался устроиться в театр, параллельно пробиваясь в кино, но ничего не получалось. Затем я принял решение написать сценарий, снять по нему короткометражку, где сам сыграю, чтобы реализоваться как актер, не более того. Пока писался сценарий, я снял поздравление на юбилей своему мастеру из театрального. Эту работу очень хвалили, и я решил попробовать поискать работу в сфере режиссуры, так, «от балды». Меня взяли на телевидение, после чего я задумался, а «что, если…». Дальше поступил на курсы во ВГИК, и параллельно мой друг-журналист рассказал о том, что есть школа «Индустрия», у них будет день открытых дверей, и я опять «а что, если…». После этого вечера я просто загорелся желанием поступить именно в «Индустрию».
– Почему именно «Индустрия»?
– Поиском заведения я сильно не занимался, потому как не верил даже в вероятность поступления (кроме одной снятой работы с режиссурой меня на тот момент больше ничего не связывало). Поэтому у меня был выбор между двухгодичными курсами ВГИКа и «Индустрией». Я был на собеседовании во ВГИКе и был на дне открытых дверей «Индустрии», где энергетика и озвученная учебная программа сделали свое дело.
– В фильме про «хипню» Вы играете главную роль. Был всё-таки кастинг на главную роль? Или вы сразу решили «забрать» ее себе?
– Изначально по этой идее был снят этюд в жанре комедии на первом курсе обучения в «Индустрии». Туда, конечно же, был утвержден классный артист. Но так сложилось, что он прошел один из финальных кастингов на главную роль в сериале и сразу предупредил, что если даты совпадут, то он вынужден будет отказаться. Даты совпали, но узнали мы об этом за восемь часов до съемки. Актера я и так искал долго, а за такое короткое время найти, договориться и подготовиться (текст выучить, отрепетировать) было нереально. На съемку было дано всего шесть часов, включая освоение, – таковы были условия съемок этюдов. Поэтому я принял решение играть сам. На дипломную же работу актера не получалось утвердить около года. Я никак не мог увидеть другого человека в этой роли. Были тонкости, которые преобладали… надеюсь, среди них не было тщеславия.
– Легко ли согласились на заданные роли в «Как с Максимом х(пип)ня случилась» Константин Хабенский, Юрий Быков, Александр Демидов? Были ли у Вас на рассмотрении другие кандидаты для этих персонажей?
– Сложнее всего получилось с Константином Юрьевичем. Однозначного ответа от него не было, мы пришли к выводу, что он не заинтересован в нашем проекте, поэтому, конечно же, искали другого актера. Связь с ним держала наш продюсер, но я решил сделать последний отчаянный шаг и написал ему лично на электронную почту. Мы понимали, что это уже навязчивость, что я могу поставить Константина Юрьевича в неловкое положение, но в письме я подробно описал причины этой навязчивости, а также пояснил, почему никого кроме него на эту роль я не вижу. На следующий день он позвонил мне лично, мы проговорили некоторые моменты в сценарии, я его чуть подкорректировал, и дальше мы договорились о дате.
С Юрием Быковым была примерно та же история. Мы рассматривали других артистов, но я никого не видел, и так же в личной переписке удалось убедить его принять участие. А вот Александр Демидов сразу согласился, и это было прекрасно.
– Как проходили съёмки? Были ли курьезы на площадке? Как работалось с Константином Юрьевичем?
– Съёмки прошли тяжело, но успешно. Тяжело и играть, и режиссировать одновременно, особенно с небольшим опытом в обоих направлениях. Из-за ограниченного бюджета еще и съемочных дней было мало. Поэтому, если какие-то курьезы и были на площадке, то я либо не помню о них, либо они были настолько незначительными, что прошли мимо меня, за что спасибо команде, конечно же.
Как только я вспоминаю работу с Константином Юрьевичем, внутри себя громко хлопаю. Без репетиций он делал с первого дубля точное попадание. Я сильно придирчивый в плане актерской работы, поэтому такое у меня было впервые. Мы отсняли много рабочего материала за очень короткое время. Надеюсь, что мы еще поработаем.
– На работу Константина Хабенского Вы смотрели как начинающий режиссёр на опытного актёра — или как молодой актёр на опытного актёра?
– Переживал я как начинающий режиссер перед опытным артистом, конечно. Времени на сцены с Константином Юрьевичем у нас было мало, поэтому я очень спешил, плюс боялся облажаться перед ним, и все вместе это привело к суетливости, ненужным переживаниям, из-за этого невнятной речи даже. Поэтому в какой-то момент он остановил меня и попросил успокоиться, заверив, что готов быть столько, сколько потребуется, главное – сделать хорошо.
Не знаю к «актерскому» или «режиссерскому» это относится, но в последней сцене с Константином Юрьевичем, в одном из дублей, я поймал себя на мысли «Я стою напротив Хабенского, который играет в моем фильме, и произносит текст, который я написал», и это было классно.
– Ваша картина попала во внеконкурсную программу кинофестиваля Short Film Days. Вы смотрите на свою работу из кинозала?
– Я постараюсь попасть на кинофестиваль – свои фильмы смотрю с большим удовольствием, пусть и судорожно, но сидя в зале. Это кайф – получать отдачу «здесь и сейчас». Также можно проверить некоторые вещи, которые вызывали сомнения, по общей реакции многие вещи становятся очевидными, где попал, где промахнулся.
– Как Вы относитесь к фестивалям в целом? Какая их основная функция, на Ваш взгляд?
– Хорошо отношусь. У таких киносмотров вполне очевидная функция: знакомить молодых кинематографистов с людьми, которые как раз заинтересованы в новых авторах. Мне кажется, фестивали успешно с этой функцией справляются.
– Short Film Days проводится с целью популяризации короткого метра в стране. Что такое короткий метр, на Ваш взгляд?
– По моим ощущениям, формат короткого метра – это возможность молодым авторам проявить себя. Небольшой формат, который требует небольших вложений, но дает возможность проверить способности. Помимо этого небольшим форматом можно удовлетворять свои творческие потребности. Есть очень много идей и историй, которые не дотягивают до чего-то большего – не бросать же их.
– Как научить зрителя смотреть короткий метр и надо ли это делать?
– Не думаю, что надо учить. Вот есть YouTube, там, судя по просмотрам, многие действительно смотрят и любят подобные проекты. Но это узкая категория людей. Я сейчас, конечно, сужу исключительно из своих соображений. Обычный зритель, как мне кажется, приходит на фестивали не только ради кино, но и движимый другими мотивами: посетить какое-то событие, увидеть что-то прикольное, встретить интересных людей, звёзд. Это касается и Москвы, и каких-то небольших городов.
Профессионалы индустрии, безусловно, на кинофестивалях ищут либо новых авторов, либо новых партнёров. И это очень круто, что есть фестивали для них и для нас, обычных зрителей и кинематографистов. Фестивали – это сильнейшая мотивация для творчества. Поэтому если говорить о популяризации фестиваля с точки зрения расширения на большее количество городов, на увеличение количества смотров, фильмов в программе, то конечно это дело нужное.
– Над чем Вы работаете сейчас? Может быть, экспериментируйте с какими-нибудь жанрами, формами?
– Сейчас делаю попытки написания полного метра. Подспудно снимаю какие-то небольшие работы. А эксперименты и формы… мне кажется, что я в каждой своей работе пробую для себя что-то новое. Именно пробую – аккуратно проверяю – чтоб не навредить качеству.
Международный кинофестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) является проектом-преемником Всероссийской акции «День короткометражного кино», проводимой с 2014 по 2021 гг.
Организатор – продюсерский центр «Мувистарт» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
Партнёры – Агентство креативных индустрий, VK.Видео, Фонд поддержки регионального кинематографа, виртуальный продакшн XОVP, Школа кино и телевидения «Индустрия», Россотрудничество, Российская государственная библиотека, издательство АСТ, Фонд им. Миклухо-Маклая, «1С-Аудиоклуб», Cinepromo.
Информационные партнёры – «Бюллетень кинопрокатчика», медиахолдинг «Цифровое телевидение», «КП. Афиша», «Кинобизнес сегодня», «Вокруг света», Psychologies, Cinemaplex, Global City.
– Виталий, расскажите о себе. Учеба на актёрском в Саратове, переезд в Москву, «Индустрия», съемки с Хабенским. С чего началось Ваше увлечение кино? Возможно, с какого-то фильма, или Вы вдохновлялись примером конкретного актера/режиссера?
— Мое увлечение кино началось, собственно, в киношколе «Индустрия» в 2017 г. (до этого я был больше фанатом театра), и даже нельзя было это назвать увлечением. Оказалось, что я сильно отставал от всех сокурсников в плане насмотренности, поэтому для себя в качестве домашнего задания я установил правило – смотреть один-два фильма в день, чтобы наверстать упущенное. Домашнее задание как раз превратилось в увлечение, увлечение – в неотъемлемую часть жизни.
– Почему после актерского образования Вы решили обучиться ещё и на режиссёра?
– Это вышло как-то само собой. После окончания театрального института я перебрался в Москву, и первые полгода пытался устроиться в театр, параллельно пробиваясь в кино, но ничего не получалось. Затем я принял решение написать сценарий, снять по нему короткометражку, где сам сыграю, чтобы реализоваться как актер, не более того. Пока писался сценарий, я снял поздравление на юбилей своему мастеру из театрального. Эту работу очень хвалили, и я решил попробовать поискать работу в сфере режиссуры, так, «от балды». Меня взяли на телевидение, после чего я задумался, а «что, если…». Дальше поступил на курсы во ВГИК, и параллельно мой друг-журналист рассказал о том, что есть школа «Индустрия», у них будет день открытых дверей, и я опять «а что, если…». После этого вечера я просто загорелся желанием поступить именно в «Индустрию».
– Почему именно «Индустрия»?
– Поиском заведения я сильно не занимался, потому как не верил даже в вероятность поступления (кроме одной снятой работы с режиссурой меня на тот момент больше ничего не связывало). Поэтому у меня был выбор между двухгодичными курсами ВГИКа и «Индустрией». Я был на собеседовании во ВГИКе и был на дне открытых дверей «Индустрии», где энергетика и озвученная учебная программа сделали свое дело.
– В фильме про «хипню» Вы играете главную роль. Был всё-таки кастинг на главную роль? Или вы сразу решили «забрать» ее себе?
– Изначально по этой идее был снят этюд в жанре комедии на первом курсе обучения в «Индустрии». Туда, конечно же, был утвержден классный артист. Но так сложилось, что он прошел один из финальных кастингов на главную роль в сериале и сразу предупредил, что если даты совпадут, то он вынужден будет отказаться. Даты совпали, но узнали мы об этом за восемь часов до съемки. Актера я и так искал долго, а за такое короткое время найти, договориться и подготовиться (текст выучить, отрепетировать) было нереально. На съемку было дано всего шесть часов, включая освоение, – таковы были условия съемок этюдов. Поэтому я принял решение играть сам. На дипломную же работу актера не получалось утвердить около года. Я никак не мог увидеть другого человека в этой роли. Были тонкости, которые преобладали… надеюсь, среди них не было тщеславия.
– Легко ли согласились на заданные роли в «Как с Максимом х(пип)ня случилась» Константин Хабенский, Юрий Быков, Александр Демидов? Были ли у Вас на рассмотрении другие кандидаты для этих персонажей?
– Сложнее всего получилось с Константином Юрьевичем. Однозначного ответа от него не было, мы пришли к выводу, что он не заинтересован в нашем проекте, поэтому, конечно же, искали другого актера. Связь с ним держала наш продюсер, но я решил сделать последний отчаянный шаг и написал ему лично на электронную почту. Мы понимали, что это уже навязчивость, что я могу поставить Константина Юрьевича в неловкое положение, но в письме я подробно описал причины этой навязчивости, а также пояснил, почему никого кроме него на эту роль я не вижу. На следующий день он позвонил мне лично, мы проговорили некоторые моменты в сценарии, я его чуть подкорректировал, и дальше мы договорились о дате.
С Юрием Быковым была примерно та же история. Мы рассматривали других артистов, но я никого не видел, и так же в личной переписке удалось убедить его принять участие. А вот Александр Демидов сразу согласился, и это было прекрасно.
– Как проходили съёмки? Были ли курьезы на площадке? Как работалось с Константином Юрьевичем?
– Съёмки прошли тяжело, но успешно. Тяжело и играть, и режиссировать одновременно, особенно с небольшим опытом в обоих направлениях. Из-за ограниченного бюджета еще и съемочных дней было мало. Поэтому, если какие-то курьезы и были на площадке, то я либо не помню о них, либо они были настолько незначительными, что прошли мимо меня, за что спасибо команде, конечно же.
Как только я вспоминаю работу с Константином Юрьевичем, внутри себя громко хлопаю. Без репетиций он делал с первого дубля точное попадание. Я сильно придирчивый в плане актерской работы, поэтому такое у меня было впервые. Мы отсняли много рабочего материала за очень короткое время. Надеюсь, что мы еще поработаем.
– На работу Константина Хабенского Вы смотрели как начинающий режиссёр на опытного актёра — или как молодой актёр на опытного актёра?
– Переживал я как начинающий режиссер перед опытным артистом, конечно. Времени на сцены с Константином Юрьевичем у нас было мало, поэтому я очень спешил, плюс боялся облажаться перед ним, и все вместе это привело к суетливости, ненужным переживаниям, из-за этого невнятной речи даже. Поэтому в какой-то момент он остановил меня и попросил успокоиться, заверив, что готов быть столько, сколько потребуется, главное – сделать хорошо.
Не знаю к «актерскому» или «режиссерскому» это относится, но в последней сцене с Константином Юрьевичем, в одном из дублей, я поймал себя на мысли «Я стою напротив Хабенского, который играет в моем фильме, и произносит текст, который я написал», и это было классно.
– Ваша картина попала во внеконкурсную программу кинофестиваля Short Film Days. Вы смотрите на свою работу из кинозала?
– Я постараюсь попасть на кинофестиваль – свои фильмы смотрю с большим удовольствием, пусть и судорожно, но сидя в зале. Это кайф – получать отдачу «здесь и сейчас». Также можно проверить некоторые вещи, которые вызывали сомнения, по общей реакции многие вещи становятся очевидными, где попал, где промахнулся.
– Как Вы относитесь к фестивалям в целом? Какая их основная функция, на Ваш взгляд?
– Хорошо отношусь. У таких киносмотров вполне очевидная функция: знакомить молодых кинематографистов с людьми, которые как раз заинтересованы в новых авторах. Мне кажется, фестивали успешно с этой функцией справляются.
– Short Film Days проводится с целью популяризации короткого метра в стране. Что такое короткий метр, на Ваш взгляд?
– По моим ощущениям, формат короткого метра – это возможность молодым авторам проявить себя. Небольшой формат, который требует небольших вложений, но дает возможность проверить способности. Помимо этого небольшим форматом можно удовлетворять свои творческие потребности. Есть очень много идей и историй, которые не дотягивают до чего-то большего – не бросать же их.
– Как научить зрителя смотреть короткий метр и надо ли это делать?
– Не думаю, что надо учить. Вот есть YouTube, там, судя по просмотрам, многие действительно смотрят и любят подобные проекты. Но это узкая категория людей. Я сейчас, конечно, сужу исключительно из своих соображений. Обычный зритель, как мне кажется, приходит на фестивали не только ради кино, но и движимый другими мотивами: посетить какое-то событие, увидеть что-то прикольное, встретить интересных людей, звёзд. Это касается и Москвы, и каких-то небольших городов.
Профессионалы индустрии, безусловно, на кинофестивалях ищут либо новых авторов, либо новых партнёров. И это очень круто, что есть фестивали для них и для нас, обычных зрителей и кинематографистов. Фестивали – это сильнейшая мотивация для творчества. Поэтому если говорить о популяризации фестиваля с точки зрения расширения на большее количество городов, на увеличение количества смотров, фильмов в программе, то конечно это дело нужное.
– Над чем Вы работаете сейчас? Может быть, экспериментируйте с какими-нибудь жанрами, формами?
– Сейчас делаю попытки написания полного метра. Подспудно снимаю какие-то небольшие работы. А эксперименты и формы… мне кажется, что я в каждой своей работе пробую для себя что-то новое. Именно пробую – аккуратно проверяю – чтоб не навредить качеству.
Международный кинофестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) является проектом-преемником Всероссийской акции «День короткометражного кино», проводимой с 2014 по 2021 гг.
Организатор – продюсерский центр «Мувистарт» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Союза кинематографистов России.
Партнёры – Агентство креативных индустрий, VK.Видео, Фонд поддержки регионального кинематографа, виртуальный продакшн XОVP, Школа кино и телевидения «Индустрия», Россотрудничество, Российская государственная библиотека, издательство АСТ, Фонд им. Миклухо-Маклая, «1С-Аудиоклуб», Cinepromo.
Информационные партнёры – «Бюллетень кинопрокатчика», медиахолдинг «Цифровое телевидение», «КП. Афиша», «Кинобизнес сегодня», «Вокруг света», Psychologies, Cinemaplex, Global City.