Новости

Масштабный проект о Байкале реализован при поддержке ФПРК

При поддержке ФПРК в 2022 году был реализован документальный проект «Миры на Байкале. 15 лет спустя». В массовой культуре экспедиция «Миры на Байкале» 2008-2010 годов получила признание благодаря масштабному десанту знаменитых людей: политиков, бизнесменов, артистов, выразивших желание погрузиться на дно самого глубокого озера планеты. Её успех сегодня можно сформулировать так: она стала одним из центральных событий в многовековой истории исследований озера, в ходе которого ученые смогли увидеть своими глазами и, что еще важнее, запечатлеть и продемонстрировать всему миру, как выглядят глубоководные, сокровенные области «священного моря». 
В 2023 году исполнится 15 лет с того дня, когда баржа «Метрополия» впервые вышла на просторы Байкала с двумя глубоководными аппаратами «Мир» на борту.

Центральное событие фильма – визит на Байкал Анатолия Михайловича Сагалевича, научного руководителя знаменитой экспедиции и одного из создателей «Миров».

В 2021 году в рамках кинофестиваля «Человек и Природа» проходила экскурсия по Байкалу на судне со «стеклянным днищем», и, по словам режиссера фильма Владимира Марина, в глубинах озера тогда так и не удалось ничего увидеть.
«Что-то увидеть с борта судна в местах, где глубина достигает сотен метров,задача, конечно, невыполнимая. И вот тогда родилась идея фильма. Дело в том, что капитан когда-то был матросом в экспедиции "Миры на Байкале", а один из туристов в этой же экспедиции провёл три счастливых месяца в качестве штатного оператора. Прошло 13 лет, и матрос стал капитаном, оператор приехал в качестве режиссёра на фестиваль, а память об этой экспедиции как будто досрочно приобрела некий элитарный легендарный характер при отсутствии ясных деталей. То есть на борту кораблика со стеклянным днищем только капитан и я понимали, о чем идёт речь, когда по ходу экскурсии он рассказывал о погружении на дно Байкала обитаемых подводных аппаратов "Мир" в 2008-2010 годах», – поделился режиссёр.

Он также признается, что очень захотелось предпринять еще одну попытку увидеть глубинный Байкал, который «напоминает будущий океан с необыкновенными полуслепыми и прозрачными обитателями, с выходами нефти и природными постройками из битума, подобным фантазиям Гауди, с глубоководным голубым льдом из метана». «Вот такой Байкал, хоть все глаза проглядеть в стеклянное днище, представить было невозможно. И тогда идея проекта постучалась со дна с требованием создать фильм-напоминание о том, что однажды открылось людям, но почему-то не было воспринято», рассказал режиссер. Владимир Марин отмечает, что береговой Байкал совсем другой:с развалами сувенирной продукции, копчёным омулем, с далёкими синими горами и потрясающими пейзажами.

Режиссер поделился историей зарождения документального проекта:«Если есть хорошая идея, нужно только её не забывать и ждать удобной возможности для реализации. Фонд поддержки регионального кинематографа предоставил нам такую возможность. Вопрос, с кем мы будем делать кино в Иркутске, уже был решён, так как организаторы фестиваля «Человек и Природа» и, в частности, ООО «ИРКУТСККИНО»и Елена Утробина с сибирским спокойствием, но очень уверенно взялись за организацию съемок. Оставалось лишь предложить снова съездить в знакомые места нашему главному герою, Анатолию Михайловичу Сагалевичу. Для исследователей Мирового океана представлять его не нужно. В России это самый известный гидронавт. Небольшая подробность: приехать на Байкал с Сагалевичем и не выйти в море, было бы верхом непрофессионализма. Но как найти подходящий корабль? Ведь научные суда в сентябре месяце загружены работой, а небольшие туристические катера слишком суетливы для рассказа о самой масштабной научно-исследовательской экспедиции в истории озера. Когда мы обратились в компанию «Ассоциация Байкальская Виза» и в двух словах обрисовали наши задачи, упомянув имя Анатолия Сагалевичавсё сработало лучше любой золотой клубной карты. Мы сели на борт великолепного белого трехпалубного корабля «Губерния» и будто в сказке провели съемочный день, погружаясь на этот раз в глубину истории». 

На первый взгляд, картина называется довольно официально «Миры на Байкале. 15 лет спустя», но, как утверждает Владимир Марин, погрузиться всей команде пришлось втрое глубже.
«Когда мы начали готовиться с Анатолием Михайловичем к поездке, он напомнил мне о своей первой экспедиции с глубоководными аппаратами. В 1977 году "Миры" ещё не построили, но даже аппараты Пайсис с глубиной погружения до двух километров были настоящим чудом гидронавтики. Чтобы испытать первые в стране аппараты такого типа перед началом работ в океане, их решили привезти на "священное море". Первый эпизод нашего фильма сложился благодаря Сагалевичу, который сходу вспомнил песенку своего авторства "На Байкале мы Пайсис погружали на самую большую глубину...". Она звучит и в нашей картине. Плюс ко всему Иркутский областной кинофонд предоставил нам кадры Восточно-Сибирской студии кинохроники о первом погружении», – рассказал кинематографист.

В дальнейшем съёмочная группа ступила на борт яхты «Губерния» и поплыла по тем местам, где когда-то работала легендарная экспедиция. «Мы увидели вместо таинственной, лишённой конкретных артефактов воды озера,живую историю его исследований, и снова вывели на экран кадры, которые когда-то снимал ваш покорный слуга с борта баржи "Метрополия" (с неё погружались аппараты "Мир") кадры удивительного глубоководного Байкала», поделился Владимир Марин.   

Режиссер отмечает, что сценарий фильма менялся: «Байкал и его фантастическая осенняя красота не потерпели рядом с собой никаких кадров, снятых нами в помещениях. Были интереснейшие моменты общения в Лимнологическом институте, обсуждение в ходе круглого стола на фестивале "Человек и Природа", в аудиториях иркутских вузов».

По мнению Владимира Марина, съёмки документального проекта поистине носили просветительский характер: «Как минимум несколько сотен человек смогли лично прикоснуться к своей истории, к достижениям ума человеческого! Студенты и слушатели радиостанций, учёные и кинематографисты одинаково реагировали на Анатолия Михайловича. Я думаю, очень многим захотелось увидеть своими глазами то, о чем он поведал». 
Кстати, те самые глубоководные «Миры» сняли документальные кадры, вошедшие в фильм «Титаник» Джеймса Кэмеронаблизкого друга Анатолия Сагалевича, с которым он работал на съёмках оскароносной картины.

Создатели фильма не ставили себе цель снять публицистическое кино – главная задача заключалась в том, чтобы «воссоздать поэзию той экспедиции». «Сейчас мне хочется призвать жителей региона, Иркутской области, Бурятии не оставлять свою память. Мы можем гордиться тем, что когда-то сделали учёные и люди, которые спонсировали эту экспедицию. В ходе съемок стало понятно, как быстро пробуждается интерес у самых разных людей к таким событиям, но ведь интерес нужно поддерживать и со стороны власти. Тогда мы всё станем частичками единого "Мира" и научимся разумно общаться и понимать друг друга», заключил режиссер.

Отметим, что документальный фильм «Миры на Байкале. 15 лет спустя» является победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведенного Фондом поддержки регионального кинематографа в 2022 году. По итогам конкурса в различных регионах РФ было снято 10 документальных альманахов и 50 короткометражных фильмов.

Фото - Владимир Марин
Made on
Tilda